
Представители администрации Краснодарского края заявили о том, что в районе Сочи не может быть землевладельцев, так как территория относится к к особо охраняемым природным территориям, в которой все являются арендаторами на 45 лет, и запретили приватизацию участков.
С точки зрения юриспруденции можно прокомментировать данное заявление следующим образом.
На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 г. №214, на базе Сочинского, Адлерского и Лазаревского лесхозов был создан Сочинский национальный парк площадью 190 тыс. гектаров земли. Национальный парк является особо охраняемой территорией федерального значения (ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"), предназначенной для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
При этом, национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности, следовательно, приватизация земель национального парка запрещена на основании вышеназванного федерального закона, и не зависит от желания или нежелания Администрации Краснодарского края разрешить приватизацию.
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, естественно, строительство зданий, дорог и других объектов.
Однако по решению Правительства РФ в отдельных функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Такие постановления уже принимались Правительством РФ (№1592-р от 20.11.2006 г., №81-р от 25.01.2007 г.).
В аренду участки национального парка могут предоставляться только с соблюдением режима особой охраны национальных парков в целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной (ст. 17 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Всё вышесказанное относится только к территориям Сочинского национального парка, а не ко всему району Сочи. В каждом конкретном случае необходимо уточнять статус территории и земельного участка, который представляет интерес.
Ограничения и сложности
Для территорий, которые на настоящий момент не относятся к особо охраняемым, могут быть установлены следующие ограничения. Согласно п. 5 ст. 2 Закона об особо охраняемых территориях, на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов РФ принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Другими словами, органы власти Краснодарского края могут зарезервировать определенные земельные участки и запретить на них любое строительство под предлогом того, что эти земли предполагается объявить особо охраняемыми.
Резервация возможно только в отношении государственных (муниципальных) земель. Если частное лицо приватизировало земельный участок, или взяло его в долгосрочную аренду, ограничения по использованию такого земельного участка определяются только категорией земли и видом разрешенного использования, установленного для конкретного участка.
Деятельность на природоохранных территориях
Согласно ст. 97 Земельного кодекса РФ, на землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом земли природоохранного назначения относятся к особо охраняемым землям. Поэтому, если земельному участку присвоена категория "особо охраняемые земли" - то по общему правило строительство, не связанное с целями создания особо охраняемой территории (сохранение природных комплексов и экосистем), запрещено.
Однако, как уже было сказано выше, это возможно по решению Правительства РФ в целях организации отдыха, спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности. Строительство олимпийских объектов, несомненно, подпадает под эти цели.
Cтарший юрист юридической фирмы "МЕГАПОЛИС" Елена Турецкова
Фото: www.azur.ru