![](http://img-news.ners.ru/news/8c/8c75af20dfe682252f04a6c225027756.jpg)
Что такое риэлторская услуга? Из чего она складывается? Какова ответственность риэлтора за совершенную сделку? На эти вопросы сегодня не могут ответить сами риэлторы.
Попытку выработать единую точку зрения на вопросы, без ответа на которые невозможно продолжать работу над законопроектом «О риэлторской деятельности», сделали члены Российской гильдии риэлторов на круглом столе, прошедшем в Екатеринбурге на XIII Национальном конгрессе недвижимости.
Вопрос номер первый – в чем состоит риэлторская услуга как таковая, что она в себя включает. Частность: должен ли отвечать риэлтор за юридическую чистоту сделки, за последствия того, что покупатель может лишиться приобретенной с помощью риэлтора квартиры.
Генеральный директор московской компании «Релайт-Недвижимость» Олег Самойлов отмечает, что является принципиальным сторонником того, что ответственность риэлтора и комплекс работ, связанных с проведением экспертизы и обеспечением правовой стороны сделки, являются неотъемлемыми частями нашей деятельности. «Нужно отталкиваться от потребительского предпочтения. Если этого не делать, то риэлторская услуга обесценится, она будет сведена к простому посредничеству со всеми вытекающими последствиями», - сказал он.
Полномочный представитель президента РГР в Дальневосточном федеральном округе Александр Бордюг считает, что минимум риэлторской услуги – поиск покупателя или продавца, по максимуму – целый комплекс услуг, включая маркетинг, консалтинг, юридическое сопровождение сделки. «Понятно, что комплексная услуга – это прогрессивно, - говорит Бордюг. – Но гарантии пусть дает страховая компания. Риэлтор же не имеет никакой возможности даже проверить подлинность документов, а зачастую и проверить историю квартиры.
Председатель правления Санкт-Петербургской палаты недвижимости Екатерина Романенко убеждена, что риэлторы должны отвечать только за то, что нашли продавца и покупателя. «В этом состоит суть риэлторской услуги. Сегодня государство отвечает только в пределах 1 млн рублей, если регистрация права собственности была осуществлена не должным образом. В законе хорошо бы прописать ответственность государства в размере рыночной стоимости», - предлагает Екатерина Романенко.
Президент РГР Григорий Полторак попытался найти аналоги риэлторской деятельности: «Возьмем, например, компании, которые организуют аукционы по продаже произведений искусства. Они несут полную ответственность за подлинность шедевров. Но их вознаграждение составляет 50% и более от стоимости лота. Тогда это соизмеримо. Риэлтор, который получает от 3% до 10%, не может нести полную финансовую ответственность, тем более что никаких инструментов для законной проверки у него нет. Те компании, которые, выдают гарантийные обязательства, действуют неосмотрительно. Если что случилось, они и себя подставят, и клиента, который получив возмещение не от страховой компании обязан заплатить подоходный налог».
Аналогий было приведено много. И адвокаты, которые не гарантируют победы в судебном разбирательстве. И врачи, которые не ответственны за результат операции. И автосалоны, и гипермаркеты… Но аналогии прямой, железной найти не удалось.
«На протяжении последних 17 лет основную ценность нашей услуги составляет профессиональная гарантия, о которой риэлтор заявляет клиенту, совершенно не разбирающемуся в тонкостях рынка недвижимости, - отмечает генеральный директор екатеринбургского агентства недвижимости «ЛиКом» Артур Сафаров. – И если мы сегодня скажем, что мы не готовы нести ответственности за то, что мы делаем, тогда возникают вопросы: где же профессионализм, в чем состоит услуга и за что нужно платить. Клиенту нужна законченная услуга, а не просто найти покупателя или продавца.
Олег Самойлов предложил коллегам не фиксировать некую данность – то, что есть сегодня – а задуматься над тем, закон – это возможность дать риэлтору официальных полномочий для получения необходимой информации. «В таком случае наши риски существенно снижаются, потому что мы будем руководствоваться официальными документами. Наша компания уже сегодня берет на себя обязательства обеспечить клиента квалифицированной юридической защитой на досудебном и судебном этапах. При этом мы, конечно, рекомендуем титульное страхование. И есть жесткий принцип: лучше никакой сделки, чем сделка рисковая», - сказал он.
Резюме дискуссии подвел Григорий Полторак: «Мы услышали разные точки зрения. Теперь надо попытаться что-то изобразить в письменном виде – для того, чтобы продолжить обсуждение».