
Эксперты отмечают, что кризис внес определенные коррективы в ценовую политику на загородном рынке - часть поселков предсказуемо потеряла в цене, а часть, напротив, подорожала, сохранив прежнюю популярность. В чем причина такого разнонаправленного развития рынка?
Кризис - не только глобальная катастрофа для рынка недвижимости, но и горькое лекарство, которое может заставить застройщиков и покупателей вернуться "на землю", охладить перегретый рынок и перебрать предложения, отсеяв переоцененные и повысив спрос на объективно качественные. Об этом эксперты говорили неоднократно, но реального положительного влияния на рынок недвижимости в период рецессии увидеть не удалось. Однако загородный рынок - который, как предполагалось, понечет наибольшие потери во время кризиса, - первым позитивно отреагировал на кризисную переоценку. Речь идет не столько о снижении общего уровня цен, сколько о качественном пересмотре стандартов, по которым оцениваются загородные предложения.
Теперь при покупке загородного дома покупатели подходят ответственно и осторожно: оценивают все реальные достоинства и недостатки проекта, смотрят на готовность дома к заезду, на транспортную доступность самого поселка, на удобство или хотя бы наличие местной инфраструктуры. Это привело к формированию определенного тренда в ценовой коррекции на загородном рынке: многие поселки, расположенные на самых престижных направлениях, имеющие статус элиты или бизнес-класса, потеряли едва ли не половину стоимости. Тогда как некоторые поселки, расположенные на менее "популярных" шоссе, напротив, подорожали.
Эксперты объясняют это тем, что раньше были в цене инвестиционные предложения, которые оценивались по расположению, степени элитности, общим параметрам поселка. Имя архитектора и итоговая стоимость проекта интересовали покупателя больше, чем возможность жить или отдыхать в поселке с инфраструктурой и готовыми к заселению домами. Зачастую такие дома стояли пустыми, а их собственники продолжали жить и работать в Москве или в других регионах нашей необъятной Родины. На Рублевке, по словам местных жителей, есть "нефтяные" поселки, почти целиком выкупленные работниками нефтегазового сектора. Естественно, что хозяева этих домов не собирались переезжать в Подмосковье в обозримом будущем - недвижимость на Рублевке была для них простым аналогом банковского вклада.
Теперь ситуация изменилась - загородные дома покупают для жизни или для отдыха, а значит, смотрят не на формальные инвестиционные параметры поселка и дома, а на вполне понятные объективные достоинства. Насколько тот или иной дом удобен для жизни семьи? Как далеко расположен от города (а также от района, в котором работают взрослые и учатся дети). Есть ли поблизости магазин с минимальным набором необходимых товаров, аптека, больница? Готовы ли дома к заселению - или требуют ремонта и перепланировки?
Переход загородного рынка к стандартам не инвестирования, но - жизни, эксперты считают закономерным этапом развития рынка. Разумеется, к этому покупателей подтолкнул кризис, однако дело не только в нем одном - рано или поздно "банковские вклады на Рублевке" все равно потеряли бы свою привлекательность, и покупатели вернулись бы от финансовых абстракций к реальным домам из кирпича или дерева, в которых, между прочим, им предстоит жить.