
Государственная дума планирует вернуть главным архитекторам городов право контролировать проекты девелоперов. Законодатели хотят отменить разрешения на стройки без согласования архитектурного облика возводимых зданий. При этом ранее в администрации обещали снизить административные барьеры и сократить сроки согласования проектов к 2018 году почти в семь раз.
Законопроект «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ» был внесён членами фракции от партии КПРФ Андреем Андреевым и Алексеем Корниенко. В дополнительных материалах к законопроекту рассказывается, что, согласно градостроительным нормам, с 2008 года для получения разрешения на строительные работы необходимо представить только схему архитектурной концепции, которая не является предметом проверки или экспертизы. Разработчики нового закона считают, что это приводит к хаотичному формированию облика городов, а также нарушению стилистики, сложившейся в архитектурной среде населённых пунктов.
Новый проект принципиально меняет ситуацию, исходя из него, органы архитектуры городов, например, в Москве – Москомархитектура, получают право контроля за деятельностью архитекторов на всех стадиях работы с проектом. До начала проекта заказчик будет обязан получить от администрации архитектурно-планировочное задание (АПЗ). Готовый проект и возведённое сооружение органы власти будут проверять на соответствие АПЗ, а без подобного согласования невозможно будет получить разрешение на строительство и ввод здания в эксплуатацию, сообщает Коммерсант.
Сергей Поправка, директор юридического департамента Penny Lane Realty считает, что законопроект, безусловно, содержит некое здравое зерно. «Но он опасен как создание дополнительного барьера на пути девелоперов. А ведь девелопмент в нашей стране и так излишне страдает от бюрократических преград. В Российских реалиях любой бюрократический барьер влечет за собой удорожание строительства, которое так или иначе в итоге закладывается в стоимость объекта. Есть некоторая вероятность того, что чисто теоретически предлагаемые изменения смогут способствовать гармонизации облика российских городов. Впрочем, я в это не верю и особых плюсов не вижу в законопроекте», - подчеркнул специалист.
Полина Жилкина, директор направления стратегического консалтинга CBRE говорит о том, что на самом деле, архитектурный облик здания и сегодня является одним из серьезнейших вопросов для девелопера, чей проект проходит стадию согласований. «Во многих российских городах зачастую субъективное видение городских властей и отдельных личностей влияет на архитектурные решения проектов. Проекты могут переделываться по нескольку раз, много времени может занимать поиск фасадных решений, удовлетворяющих главного архитектора города, увеличиваются сроки выдачи согласований. Не всегда эти проблемы беспочвенны, но зачастую они являются исключительно субъективным фактором, противоречащим изначальному видению девелопера, и возможно, негативно влияющим на затратную часть его проекта», - заключила Жилкина.
По мнению Анны Цирульской, заместителя начальника ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России», городу нужна единая архитектурно-строительная политика, ее действие особенно важно при реализации масштабных проектов и реконструкции исторических зданий. «Сейчас, в принципе, характеристики будущего объекта устанавливаются в градостроительном плане земельного участка, который получает проектировщик в составе задания на проектирование от заказчика. Между тем, для заказчика, который реализует проект на городской муниципальной территории, этих характеристик порой недостаточно для понимания того, что «хочет» город видеть на месте застройки, что приводит к отказам в согласовании», - заявила эксперт.
До 2008 года вся проектная документация принималась в полном объеме различными органами архитектуры, а в исторической части городов — и органами охраны памятников. После 2008 года Москомархитектура и КГА также проводят контроль за архитектурным обликом зданий, но уже не в формальном формате.
По словам Виталия Антонова, генерального директора «Эспро Девелопмент», архитекторы и сейчас контролируют девелоперов, может через несколько иные механизмы, но контролируют. «Общее отношение – мнение архитектора, ответственного за город в целом очень важно и инициатива, на мой личный взгляд, правильная. Непреодолимых трудностей изменения не внесут, но возникнет вопрос личных вкусовых пристрастий того или иного архитектора, что не есть хорошо. Любое дополнительное согласование однозначно влечет потери времени, что для девелоперов однозначно влечет за собой потери прибыли. Не думаю, что так все критично. Работали же до 2008 года. Лишь бы эти очередные изменения завершали процесс формирования процедур согласований, а не стали откатом назад или началом новых реформ. Постоянно меняющиеся правила игры очень вредят бизнесу», - отметил эксперт.
Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood, говорит о том, что с одной стороны, данная инициатива является правильной – застройка города, тем более его исторического центра – это процесс, который должен контролироваться. «На практике введение подобного контроля может привести к созданию дополнительных бюрократических барьеров и однозначно не гарантирует отсутствие архитектурных ошибок – в данном случае решение действительно может зависеть от архитектурных вкусов отдельных архитекторов/чиновников. В этой связи одним из выходов может быть усиление роли и качества общественного контроля, как это происходит, например, в Европе», - добавил Ковалёв.
Фото: socmart.com.ua