За опытом - за рубеж

Источник: КДО
Источник фотографии

Рынок коммерческой недвижимости и в Москве и в регионах переходит на новый качественный уровень. Повышение качества рынка требует от девелоперов и управляющих компаний постоянно совершенствовать профессионализм, изучать успешный опыт как российских, так и западных коллег.

Понимая это, Гильдия управляющих и девелоперов еще в прошлом году запустила новый проект - бизнес-туры представителей компаний в мировые центры девелопмента. В минувшем году ГУД организовала бизнес-туры в Лондон, Шанхай, Гонконг. Участники поездок изучали опыт ведущих мировых девелоперских и архитектурных компаний, смогли увидеть, как развиваются зарубежные рынки коммерческой недвижимости, уловить самые последние мировые тенденции. Юрий Борисов, президент ГУД, управляющий партнер компании "Ай-Би-Групп", отметил, что в 2007 году организация бизнес-туров в Европу, Азию и США станет одним из основных направлений деятельности отдела проектов ГУД.

Подобные поездки позволяют девелоперам и управляющим не только обогатить профессиональный опыт, но и получить детальное представление об особенностях рынков тех или иных городов. Это очень полезно, особенно если учесть тот факт, что рынки разных государств имеют порой кардинальные отличия.

Например, в Шанхае рост арендных ставок искусственно сдерживается государством. Но при этом девелоперская активность (при доходности проектов 5-6 процентов) в этом городе очень высока - по количеству ежегодно вводимых площадей Шанхай занимает второе место в мире. Также в Шанхае почти не продаются готовые объекты, тогда как в Лондоне, наоборот, большинство проектов девелоперы переуступают институциональным инвесторам, в Москве сделки попродажи объектов на данный момент составляют 33% рынка.
Еще одна любопытная деталь - в России трудно найти девелопера, который бы не жаловался на длительные сроки согласования проектов во всевозможных инстанциях. Так вот, по сравнению с Лондоном: в британской столице согласование проекта может продолжаться от 3 до 8-10 лет (в Москве 2-3 года). Правда, в Шанхае, где власти стимулируют строительство, на согласование уйдет всего 1,5 года.

Кроме того, в Лондоне, Москве и Шанхае по-разному решается вопрос с паркингами. Если в Москве считается, что в приличном бизнес-центре должно быть одно машино-место на 30 кв.м занимаемой арендатором площади, то в Шанхае норма - одно место на 300-500 кв.м, а в Лондоне бизнес-центр, предоставляющий одно место на 1200-1300 кв.м арендуемой площади, не удивит никого. "В отличие от России в Европе и на Востоке власти стремятся сократить количество машин в деловых центрах городов, - говорит Александр Шарапов. - В Лондоне даже топ-менеджеры средних компаний приезжают в офис на общественном транспорте или такси".

Остается надеяться, что отечественные девелоперы смогут перенять у зарубежных коллег исключительно положительный опыт и перенести его на отечественную почву.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: