За чужой мудростью

Гриценко Мария
Источник: Дометра
Источник фотографии

Представители московского правительства отбыли в путешествие на древний Восток: в Китай и Малайзию. В странах древних храмов и тропических пальм они будут учиться не старым, а самым что ни на есть современным истинам: как обустроить московскую агломерацию на восточный лад

Как стало известно агентствам информации и новостным службам, с 22 по 29 сентября этого года делегация правительства Москвы отправилась в командировку в города Китая и Малайзии "в целях изучения опыта планирования крупных городских агломераций в условиях присоединения новых территорий и реализации концепции полицентричного развития".

В рамках этого обучающего тура московские чиновники посетят крупнейшие города этих стран - Пекин, Тяньзинь, Куала-Лумпур, Путраджайя. И им будет, на что посмотреть. Например, на тот же китайский Тяньзинь с населением около 14 миллионов человек, с собственным международным аэропортом и портом. Делегацию чиновников-студентов возглавил делегацию заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин, в состав делегации вошли руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарев, председатель комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Константин Тимофеев, первый заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Олег Рыбин. Также в поездке принимают участие представители ГУП "НИиПИ Генплана и ГУ "Мосгорстройпроект".

Очевидно, что до завершения своего китайского турне представители чиновничьей делегации вряд ли поделятся с журналистами своими впечатлениями от китайских и малазийских агломераций. До этих пор мы можем только гадать о том, чему научат наших управленцев на Востоке, а заодно - припомнить, что такое агломерации, и чем они так привлекательны для московской мэрии.

Городская утопия

Если обратиться к словарям и энциклопедиям, можно узнать, что агломерация - это "компактная пространственная группировка поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему. Граница городских агломераций определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Различают моноцентрические и полицентрические агломерации". Разумеется, это недостаточно понятное для читателя определение, перенасыщенное другими терминами. Например, маятниковая миграция - этого всего лишь "регулярное (обычно - ежедневное) перемещение населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно". Также энциклопедии уверены, что маятниковая миграция "является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей".

Переводя со словарного на более понятный язык, городская агломерация - это совокупность поселений, от большого города (мегаполиса) до пригородной зоны и небольших городов на орбите влияния этого мегаполиса. Для многих стран такая система развития городской среды является нормой, если не единственно возможной формой существования: мегаполис, в котором работают, учатся и - чаще всего - развлекаются, пригородная зона и города-спутники, в которых живет немалая часть работающих, отдыхающих или учащихся. Кроме того, за пределы мегаполиса со временем вытесняется часть производства, не говоря уже о том, что многие обслуживающие предприятия (транспортные, складские и т.д.) изначально строятся в соседних населенных пунктах, за границей большого города. Это и экономично, и удобно.

По мнению экспертов, для России агломерации - не модное новшество, а вполне распространенное явление. Еще в начале ХХ века на карте Российской империи выделялись три крупных агломерации - Санкт-Петербург, Москва, Одесса и Рига. Сами города были достаточно развитыми и населенными для того, чтобы служить центрами культурного и торгового процесса в своих регионах, кроме того, в их окрестностях было расположено немало фабричных и мануфактурных сёл и посёлков (как например, вокруг Москвы – Мытищи, Балашиха или Орехово-Зуево). Поначалу производственно-трудовой цикл в последних был изолированным и замыкался на них самих. Однако с развитием промышленности и транспорта большой город начал тесно взаимодействовать со своими промышленными и сырьевыми придатками. Как таковой, маятниковой миграции в те времена не было - слишком сложной и неблизкой была дорога от большого города до села. Но первые шаги в этом направлении первые российские агломерации преодолели. Считается, что зародились они в это же время - в начале ХХ века, за исключением разве что Санкт-Петербурга, города-спутники которого создавались одновременно со строительством метрополии или чуть позже: тут и монаршьи резиденции (Петергоф, Царское Село, Гатчина), и крепости (Кронштадт), и промышленные центры (Колпино, Сестрорецк). Создавались и дальние спутники, к примеру, Лодейное Поле – колыбель Балтийского флота. Петербургская агломерация, возникшая задолго до агломерационной эры, выглядела необычным явлением в городском расселении Российской империи.

В новом веке городские агломерации продолжили формироваться вокруг тех же экономических столиц России, хоть и по другому принципу: развитие транспортной сети позволяло связать мегаполис с городами-спутниками, а неуклонный рост цен на недвижимость и перенаселенность мегаполиса заставляли его жителей искать пристанища по соседству, где цены ниже и людей меньше. В результате образовалась система оттока: мегаполис притягивает людей своими экономическими возможностями, но его дороговизна вынуждает их останавливаться где-то по соседству, работая или получая образование в экономическом центре агломерации. Маятничковая миграция? Сколько угодно: достаточно посмотреть на карту московских пробок. Каждое утро в столицу России приезжают тысячи людей, и они же каждый вечер покидают ее, разъезжаясь по городам Подмосковья, коттеджным поселкам и малоэтажным мини-городам на границе Москвы.

Слишком велики, чтобы выжить

Если агломерация и без того существует, зачем искать добра от добра и заимствовать опыт древнего Востока? Ответ на этот вопрос вполне очевиден - даже существующая, агломерация нуждается и в развитии, и в разумном регулировании, иначе она просто задохнется под собственным весом или иссякнет экономически. И если второе, по мнению оптимистов, той же Москве не грозит, то перенаселенность может поставить жителей агломерации в безвыходное положение. Уже сегодня многие начинают свой день в пять утра - они торопятся успеть на работу до образования пробок. И возвращаются глубоким вечером. Еще немного, и московский регион - или же московскую агломерацию, как вам будет угодно - накроет транспортный коллапс. И тогда решать проблему агломерации придется другими методами и за другие средства. А ведь именно наличие работоспособной транспортной сети и делает агломерацию таковой, помимо тесных экономических связей и постоянных миграционных и рыночных потоков.

В контексте этой ситуации нельзя недооценить важность принятого Дмитрием Медведевым решения о расширении столицы - равно как и о переносе части правительственных учреждений за МКАД. Для агломерации это - огромный шаг вперед, поскольку такой перенос поможет трансформировать перегруженную транспортную сеть, а в перспективе - сделать московскую агломерацию полицентрической. Именно это уже пообещали представители московской мэрии - новые транспортные пути, полицентрическую систему сообщения, строительство новых городов-спутников и их комфортную (то есть, малоэтажную) застройку. Но о конкретных обещаниях и сроках речь пока не идет. Чиновники мыслят о высоком на уровне концепции, вернее - концепции составления концепции.

"На заседании (рабочей группы - прим. ред.) было доложено о ходе разработки концепции развития всей московской агломерации. Такое решение правительством Москвы было принято по согласованию с Московской областью, и в настоящее время идет разработка технического задания. Мы планируем в течение двух-трех недель доработать техническое задание, сделать его публичным, провести соответствующий международный конкурс", - именно так описал работу правительства мэр Москвы Сергей Собянин. В концепцию будут включены вопросы развития не только Москвы и Подмосковья, но и, возможно, инженерных и транспортных коммуникаций в ближайших к Москве областях, добавил он.

Именно за этим, хочется верить, московские чиновники и отправились к далеким азиатским берегам - посмотреть, как живут и работают агломерации, население которых превышает 10 млн. человек.

Российские реалии под импортным "соусом"

В свое время президент компании "ИНТЕКО" Елена Батурина, тогда еще вовлеченная в процесс развития московской агломерации, дала развернутое интервью "Российской газете", в котором главное место отводилось именно этому вопросу.

"Центрами современного мира стали "глобальные города" - агломерации, наделенные колоссальными финансовыми и политическими функциями. Ни одно государство не может быть в числе лидеров, если не имеет хотя бы одного "глобального города". Даже поверхностное знакомство со статистикой позволяет понять, что экономический потенциал глобальных городов огромен. Их первая десятка дает свыше 1/10 всего ВВП мира.

Современные российские агломерации - дети советской системы. Тогда города часто основывались в труднодоступных районах, богатых нефтью и газом, обеспечение их функционирования чрезвычайно затратно. Большое число городов имеет единственное градообразующее предприятие. Ряд мегаполисов имеет крупные промышленные объекты, расположенные в центральных районах. Вокруг многих городов находятся дачные поселки.

Но нашим агломерациям присущи и общемировые черты: развитие рынка земли и недвижимости, отражающего реальную стоимость объектов в различных районах; постепенное выведение крупных промышленных производств на окраины; развитие транспортного сообщения между центром и окраинами; другие приспособления городской среды к нуждам населения", - рассказывала Е.Батурина.

Президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева, член межведомственной рабочей группы нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", тогда с этим мнением согласилась, хоть и дополнила его своими личными соображениями.

"Общих черт у российских и зарубежных агломераций, конечно же, больше, чем различий. И иностранный опыт нам необходим в полной мере. Наша особенность состоит в том, что мы учимся управлять агломерациями в ситуации депопуляции, когда их субъекты подозревают друг друга в намерении "увести к себе" дефицитные трудовые ресурсы.

К тому же наши муниципалитеты - неважные переговорщики. На Западе у муниципалитетов есть четкий ориентир, формирующий их переговорную позицию - увеличение на подконтрольной им территории стоимости недвижимости, являющейся основой их бюджетов. Для наших же муниципалитетов, в большей степени зависимых от перечислений из регионального бюджета, все это не так важно, а значит, и их переговорная позиция будет менее внятной.

Изучение зарубежного опыта позволяет сделать следующий вывод: основным инструментом управления агломерациями в развитых странах является организация сотрудничества между административными единицами, на территории которых агломерация расположена. Она осуществляется либо в форме делегирования части полномочий создаваемому межсубъектному органу управления, либо в форме координации принятия соответствующих решений, затрагивающих интересы сторон. При этом государство или стимулирует такое сотрудничество (например, в США), или законодательно принуждает к нему с целью минимизации издержек достижения согласия (например, во Франции)", - рассказала изданию Косарева.

Государственно-частное партнерство при развитии территорий - давняя утопия российской муниципальной политики. Возможно, именно восточная мудрость (и их знаменитое терпение) помогут городскому правительству найти верный подход к бизнесу, и сообща выстроить новую схему работы. Ведь в Подмосковье достаточно городов-спутников последней формации, построенных на деньги частных инвесторов: это и проект "Большое Домодедово", и одиозный (уже, кстати, прошедший все стадии допроектного согласования) "Проект А101". В последнем даже есть собственная транспортная инфраструктура, и прослеживаются зачатки коммерческого кластера для тех, кто решит переместить бизнес поближе к дому.

Словом, ориентиры заданы, задачи определены, и уже есть, с чего начинать. Осталось не так уж много. Может, оставшееся и недостающее московские чиновники и привезут из загадочного Китая?

P.S.

Стоит отметить, что Москва - не единственная агломерация, развитием которой правительство готово заниматься на государственном уровне. Еще в прошлом году СМИ перепечатывали обещания реорганизовать административное деление страны: вместо 83 регионов сформировать 20 агломераций, в каждой из которых в среднем будет проживать около 3 млн. человек. Это позволит правительству добиться сразу нескольких стратегических целей: укрупнить регионы и перевести депрессивные области в подчинение к финансово более развитым (позволив естественной миграции "добить" мелкие населенные пункты) и отойти от прежнего национально-административного деления страны, в корне погубив даже саму возможность сепаратизма. Разумеется, эта инициатива вызвала смешанные чувства у представителей политической элиты, как в Москве, так и на местах. Одни заговорили об искусственном бюрократическом делении страны, не подкрепленном экономическими причинами, другие - о том, что единственной жизнеспособной агломерацией окажется Москва, и в ней "к 2030 году будет проживать 40 млн. человек". Звучали и голоса, положительно оценивающие подобную административную инновацию. В этих условиях Москва может оказаться первым пробным шагом. Вот только не стоит копировать московский сценарий в регионах - слишком уникальна российская столица, на местах приемы и методы, применимые в Москве, вряд ли приживутся.

Источник картинки forbes.ru

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: