В 1 квартале 2013 года в России было введено 300 тыс. кв. м качественных торговых площадей, что сравнимо с показателями предыдущих лет (385 тыс. в 2012-м и 281 тыс. кв. м в 2011-м). Количество новых торговых центров сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, тогда как средняя площадь введенных объектов увеличилась с 32 тыс. до 50 тыс. кв. м.
По данным компании Jones Lang LaSalle, рынок торговой недвижимости Москвы в минувшем квартале не пополнился новыми качественными площадями. При этом мы не отмечаем снижения девелоперской активности – большинство ожидающихся объектов должны выйти в середине и конце 2013 года. В случае открытия всех заявленных ТЦ годовой объем ввода в Москве составит около 300 тыс. кв. м – столько же, сколько за один квартал появилось в России в целом. Существует, однако, вероятность, что некоторые столичные проекты будут перенесены на более поздний срок, и итоговый показатель окажется ниже. Среди наиболее значимых объектов, запланированных к вводу в 2013 году, можно отметить ТЦ «Весна» в Алтуфьево и ТЦ «Рио» на Ленинском проспекте.
Уровень арендных ставок и доля вакантных помещений в Москве не претерпели значительных изменений в 1-м квартале 2013 года. Максимальная ставка аренды в торговых центрах осталась на уровне 3-4,5 тыс. долл. за кв. м в год, средняя ставка аренды – на уровне 0,5-1,8 тыс. долл. за квадратный метр в год. Свободными в ТЦ Москвы остаются 2,5% площадей, а рост доли вакантных помещений ожидается не ранее 2014 года, когда рынок пополнится несколькими крупными проектами.
Девелоперы продолжают расширять географию своего присутствия и развивать региональные проекты. Об этом свидетельствует тот факт, что 66% торговых площадей, запланированных к вводу в 2013-2014 годах, приходится на региональные города (исключая Московскую область). Отдельно стоит отметить, что 46% заявленных ТЦ должны появиться в городах с населением менее миллиона человек. Ритейлеры также продолжают анонсировать активные планы регионального развития. Если еще несколько лет назад торговые сети нерешительно шли на экспансию, то сейчас именно регионы, в том числе и небольшие города, становятся приоритетом для многих брендов. Свои планы развития в городах с населением менее миллиона человек подтвердили такие компании, как Leroy Merlin, Jeans Symphony, Subway.
В 1-м квартале 2013 года несколько международных брендов вышли на российский рынок, дебютировав в Москве. Среди них – игроки сегмента рестораны и кафе (Марукамэ и Lavazza Espression), ювелирные изделия и аксессуары (Trollbeads), одежда (Herve Leger). В этом году мы ожидаем прихода еще нескольких крупных международных игроков, например, Marble Slab, Great American Cookies, Pretzelmaker, Blue, Nautica.