![](http://img-news.ners.ru/news/ce/ce17252cce3fef26e52939e54400d1c5.jpg)
Итоги первых месяцев 2010 года показали, что спрос на рынке элитной жилой недвижимости на южном берегу Крыма (ЮБК) стал восстанавливаться. После рекордного снижения спроса на строящиеся объекты на ЮБК в конце 2008 – начале 2009 гг., начались признаки оживления спроса со стороны российских покупателей.
Стал проявляться отложенный спрос, начали заключаться сделки. Можно констатировать, что в I-м квартале 2010 года спрос и предложение начали сближаться, о чем свидетельствует рост цен на качественные объекты на высокой стадии готовности.
Отсутствие на рынке инвестиционных покупателей, что связано с высокими рисками недостроя. Исключением, пожалуй, являются строящиеся объекты высокого класса, за которыми стоят крупные финансовые или сырьевые холдинги – своего рода гарант того, что сроки сдачи в эксплуатацию будут соблюдены. Часто апартаменты в таких проектах продаются по рекомендациям.
«В текущем году ожидать сильного роста цен не стоит: 8-12% (не ниже уровня инфляции) до конца 2010 года. В основном он будет связан с завершением строительства части объектов (к сдаче в 2010 году планируется 22 объекта общей площадью 165 078 кв.м). Рост цен будет дифференцированным в зависимости от качества проекта, его месторасположения, интенсивности строительного процесса. Рынок можно охарактеризовать как «рынок покупателя». Спрос на проекты на ранней стадии будет отсутствовать», - отмечает Антон Любин, руководитель проектов, департамент аналитики и консалтинга компании «Новое Качество».
Повышение требований покупателей к объектам недвижимости. Это связано с тем, что спрос сегодня формируют в основном конечные покупатели, приобретающие квартиры для собственного проживания. На первый план при выборе выходят готовность объекта, репутация девелопера (инвестора), наличие всей разрешительной строительной документации, обязательное указание сроков ввода объекта в эксплуатацию. При этом практически каждый клиент готов подписывать договор только после выезда на место и личного знакомства с качеством строительства и представителями застройщика. Для сравнения, в докризисный период 60-70% сделок проходило «дистанционно», сообщает пресс-служба компании «Новое Качество».
Все чаще покупатель не обходится просмотром одного объекта, а стремится познакомиться с ближайшими конкурентами. Это позволяет делать взвешенные выводы о соответствии уровня строительства и расположения объекта его цене. Таким образом, неподтвержденные рекламные лозунги сегодня не работают, а выигрывают проекты с грамотным ценообразованием.
С осени прошлого года спрос на элитную курортную недвижимость начал постепенно оживать. Рост покупательской активности привел к тому, что цены на ликвидные объекты с грамотным ценообразованием и высокой стадией готовности возросли.
В итоге средняя цена на элитную жилую недвижимость ЮБК (первичный рынок) выросла сразу на 12% в IV квартале 2009 г. Данный прирост был связан с завершением строительных работ по ликвидным объектам. Результаты I квартала текущего года, показали планомерное повышение цен на уровне 4%, что более точно характеризует текущее состояние рынка - стабилизации.