«Я хочу жить на своей земле...»

Варвара Петренко
Источник: Газета.Ru
Источник фотографии

Строительные войны в столичном Бутово – самый громкий, но далеко не единственный земельный скандал в регионе. Свои "бутово" появляются в разных местах Подмосковья. В подмосковном Долгопрудном набирает обороты скандал вокруг сноса входящей в состав города деревни Лихачево.

По версии местных властей, часть деревни идет под снос в целях расширения Лихачевского шоссе. Но упирающиеся лихачевцы срывают график работ по расширению дороги и переносу многочисленных подземных коммуникаций. И это при том, что администрацией была проведена большая работа на благо жителей деревни: у большинства домовладельцев не оказалось правоустанавливающих документов на земельные участки и строения, и чиновники взяли их оформление на себя.

Около 30 попадающих в зону строительства участков уже обменены у граждан на квартиры и перешли в муниципальную собственность. С начала расселения заключено 19 основных договоров мены и еще порядка 10 предварительных. Однако еще 15 домовладельцев не желают вступать в переговоры по вопросу компенсации за земельные участки, и из-за них «город задыхается в пробках», утверждают чиновники.

Сами жители настаивают, что у них изымают землю для того, чтобы отдать ее под строительство таунхаусов и коттеджей.

Наблюдая за начавшейся реконструкцией дороги из окон своих домов, лихачевцы считают, что для расширения шоссе не требуется столь масштабного сноса деревни. Кроме того, по словам жителей, никаких официальных документов, подтверждающих слова местных чиновников, им так и не было предъявлено.

При этом по обе стороны дороги, как грибы, растут новострои, и они никому не мешают, удивляются старожилы. И делают вывод о том, что их земля понадобилась для малоэтажного коммерческого строительства. Потому-то и «упираются».

«Я хочу остаться на земле своих предков, построить дом и жить вместе со своей семьей на своей земле, – говорит жительница деревни Ирина. – А власти города хотят нас лишить этого права».

Впрочем, разговор с лихачевцами мог бы пойти по-другому, согласись администрация рассматривать их не столь уж завышенные требования.

Так, пенсионер Николай Титов, живущий в доме с женой, дочерью и внучкой, просит вместо своего дома, земли и зеленых насаждений всего лишь двухкомнатную квартиру, а не предлагаемую ему «однушку» или «двушку» с доплатой.

Другой старожил деревни, Николай Гуренов еще год назад сообщил в администрацию, что требует равноценный участок и дом с другой стороны деревни, ближе к Каналу им. Москвы. Согласен отодвинуться к каналу и житель деревни Виктор. Однако этот вариант в администрации даже не рассматривается, что еще больше убеждает жителей в том, что дело тут не в дороге, а в земле, на которой хотят нажиться.

«На наших сотках, выкупленных за гроши, можно миллиарды заработать!» – уверен Виктор.

По словам Гуренова, план застройки деревни, на котором вместо их старых домов «нарисованы таунхаусы», был утвержден еще в 2002 году.

С тех пор со стороны примыкающего к Лихачеву района «Центральный» в его сторону «ползет» новая застройка. И еще года два назад, рассказал старожил, вопросы переселения и компенсаций с лихачевцами решали представители застройщика – ГК ПИК. Но, не договорившись, передали это неблагодарное дело администрации.

Но и чиновники понимают «равноценную компенсацию» не так, как домовладельцы: например, в администрации лихачевские сотки оценили в 16–22 тыс. долларов, а нанятый жителями независимый оценщик – в 32 тыс. долларов.

Сейчас, по словам жителей, их решили «взять измором» и в деревне стало опасно жить: бомжи, воровство, на улице нет ни одного фонаря. При этом власти демонстративно, как уверяют лихачевцы, не вмешиваются в эту ситуацию, заявления жителей в милицию игнорируются.

Но самое страшное – начались обычные для подобных ситуаций поджоги.

Пожары в деревне участились с тех пор, когда начались разговоры о расширении Лихачевского шоссе. А с начала этого года произошло уже 5 крупных пожаров (таких, что не удалось потушить самостоятельно). Жители даже начали обзаводиться гидрантами.

«Никогда в нашей деревне дома не горели, – говорит Ирина. – А сейчас мы живем как на пороховой бочке. И горят преимущественно дома несогласных». А по словам Гуренова, хотя приезжающие в деревню пожарные и пишут в документах «самовозгорание», но в разговорах с жителями признаются, что причина пожаров – поджоги.

В долгопрудненской администрации не склонны драматизировать ситуацию, о «втором Бутово» речь не идет, утверждают чиновники, для этого нет оснований. Но есть «граждане, не желающие вступать в переговоры по вопросу компенсации за земельные участки».

Сейчас городские власти решили прекратить диалог с несговорчивыми жителями, а их дома сносить не по договоренности, а руководствуясь постановлениями областного правительства и суда.

По словам заместителя председателя городского комитета по управлению имуществом Татьяны Суповской, все необходимые для этого документы готовы, и «запущен механизм, который учитывает деньги областного бюджета».

«Эти 15 домовладений уже посписочно вошли в постановление правительства, и теперь этим будет заниматься министерство имущественных отношений, – объяснила Татьяна Суповская «Газете.Ru». – Земельные участки будут изъяты под нужды Московской области в судебном порядке».

По ее словам, предоставление квартир лихачевцам было исключительно «доброй волей администрации», старавшейся «обеспечить жилищные права» людей в своем городе.

Так, квартиру для жителя деревни Титова держали в новом монолитно-кирпичном доме с апреля, уточнила чиновница. Теперь же граждане должны будут доказывать суду, что им нужно жилье. И если суд с этим согласится, то может обязать областную администрацию купить им квартиры.

Пока же такой судебной практики в области нет. И, скорее всего, речь будет идти уже не о жилье, а о размере денежной компенсации, считает Суповская.

При этом оценщик должен будет в суде обосновать свою цену участка в зависимости от его ликвидности. «А какая там ликвидность, когда рядом свалка, дорога, кладбище? Мне, например, дом у шоссе не нужен, даже таунхаус», – отметила зампредседателя городского комитета, еще раз подчеркнув, что ничего, кроме дороги, строить на месте старых домов не предполагается.

Открестились от этого строительства и в предполагаемой компании-застройщике.

«ГК ПИК принимает участие в застройке жилого района «Центральный», а также ведет строительство двухэтажных коттеджей в поселке таунхаусов «Береговой» на правом берегу Канала им. Москвы, в зеленой зоне западной части жилого района «Центральный». Расширением Лихачевского шоссе, в зону которого попадает деревня Лихачево, занимается администрация города Долгопрудный и «Мосавтодор». У ГК ПИК интересов на данном участке нет», – сообщила «Газете.Ru» заместитель руководителя пресс-службы группы компаний ПИК по регионам Елена Орлова.

Но жители уже никому не верят. «Если такая здесь плохая земля, почему нам не дают другие участи подальше от шоссе, чтобы перенести туда наши дома?»

– говорит Николай Гуренов. По мнению лихачевцев, местные власти могли бы последовать примеру московских, которые в конце концов пошли на компромисс с жителями мешающих застройке в Бутово частных домов и пообещали выделить им равнозначные земельные участки и дома.

Будет ли найден компромисс в Лихачево и смогут ли областные власти извлечь урок из бутовской истории – покажет время. А пока лихачевцы по примеру тех же бутовцев переходят на «осадное положение» и обещают, что «просто так не сдадутся».

Фото: ИТАР-ТАСС

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: