Время менять имидж

Дмитрий Сперанский

Самой насущной проблемой для риэлтеров становится собственный имидж, который в глазах граждан и власти оставляет желать лучшего.

Необходимость улучшать репутацию посредников в сделках с недвижимостью постоянно подчеркивали и Павел Штепан, только что оставивший пост президента Ассоциации риэлтеров Петербурга (АРСПб), и сменивший его Вячеслав Семененко. Об этом же говорят и коллеги из Гильдии риелторов Петербурга, и операторы из других регионов. Проблема назрела.

Воспитание клиентов
Скептичное мнение клиентов о риэлтерской деятельности мешает рынку развиваться. В бизнес приходят все более слабые стажеры. Горожане не считаются с мнением специалистов, пытаясь продавать жилье исходя из "домашних" представлений о процессе. Клиенты не знают, на что вправе рассчитывать, сотрудничая с серьезными компаниями, и продолжают рисковать, обращаясь к частным маклерам. Последние еще сильнее подрывают доверие к профессии.

Долгое время операторы уповали на то, что все образуется: горожане "самовоспитаются" и перестанут обращаться к знакомым частникам. Оказалось, что процесс без PR-поддержки идет уж слишком медленно.

Наконец риэлтеры и сами начали предпринимать какие-то шаги. Пока скромные. Летом этого года Российская гильдия риэлторов решила защитить марку "риэлтор" (она была передана в пользование РГР американскими коллегами) и для начала утвердить единое написание термина по всей стране. На общем собрании АРСПб, состоявшемся на прошлой неделе, ассоциация подкорректировала свое название (до сих пор здесь употребляли слово риэлтЕр).

О готовности принять аналогичные меры "НП" рассказали руководители "Бекара" и ЦАН (эти компании входят в Гильдию риелторов Петербурга).

Также РГР обратилась с запросом в Правительство РФ об учреждении профессионального праздника - Дня риэлтера - в третью субботу февраля. "Чиновники ответили в том смысле, что профессия еще недостаточно сформировалась", - говорит президент РГР Александр Романенко.

Однако питерские операторы договорились не ждать у моря погоды и начать отмечать непризнанный праздник самостоятельно. Правда, решили пока не устраивать фейерверки и карнавалы, а ограничиться деловой программой. В любом случае, это еще один повод напомнить о себе горожанам.

"В США Национальная ассоциация риэлтеров может заявить: "Нас - 1 300 000 человек", съезды собирают по 20 000 участников и более. И власти понимают, что это сила. Летом 2007 года в Петербурге пройдет Национальный конгресс по недвижимости. Давайте покажем чиновникам, что и нас уже немало, что мы можем заполнять большие залы. Хочется, чтобы от Петербурга (здесь по разным оценкам трудятся от 10 000 до 15 000 риэлтеров) участвовало не меньше 500 человек", - призывает г-н Романенко.

Имидж на общественных началах
В отличие от тех же американцев, вкладывающих в имидж профессии астрономические суммы, наши операторы тратиться пока не готовы. На собрании АРСПб было решено увеличить членские взносы с 10 000 руб. в квартал до 15 000. Этих денег едва хватает на содержание офиса и исполнительной дирекции. Финансово поддержать продвижение профессии (это относится и к сертификации, и к рекламе самой АРСПб) не получится.

Представительница фирмы из Лен-области на собрании начала торговаться даже из-за этой небольшой суммы, требуя льгот для областников. Как утверждает известный специалист по тренингам в области продаж Александр Деревицкий, слова "нет денег" в устах бизнесмена говорят вовсе не об отсутствии средств, а лишь о требовании особых условий: "Для деловых людей нет ничего позорнее, чем сознаться в финансовом крахе".

Для сравнения: в США членские взносы платит не фирма, а лично каждый специалист, имеющий лицензию. Суммы (в зависимости от штата они различаются) составляют $400-600 в год плюс $200-500 - за пользование мультилистинговой системой.

В результате у ассоциации есть средства на PR, а от профессии ограждаются предприниматели, продажи которых не позволяют внести обязательные платежи. "Полагаю, и нам надо со временем переходить к персональному членству", - комментирует г-н Романенко.

Кстати, квадратный метр жилья в Петербурге стоит сегодня примерно столько же, как и во многих городах США, комиссионные риэлтеров примерно одинаковы.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: