
Недавний посыл подмосковных властей ограничить деятельность жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) подхватил и глава Минстроя Михаил Мень. Министр согласился с инициативой ужесточить госконтроль за ЖСК, по аналогии с контролем над застройщиками, в соответствии с законом о долевом строительстве.
Чем придержат вольницу
Глава Минстроя РФ поддержал даже не одну, а две инициативы в рамках реформы законодательства о жилищно-строительных кооперативах. Первая из них – запрет одному ЖСК строить больше одного дома. Формально она направлена против «мегакооперативов», создаваемых застройщиками, продающими квартиры на ранних стадиях строительства дома по «схеме ЖСК».
Но в случае претворения в жизнь данная реформа едва ли что-то изменит на рынке принципиально. Девелоперы и так применяют принцип «один кооператив – один дом». Никаких серьёзных минусов для «схемы ЖСК» от того, что данный подход станет обязательным, нет.
Куда большее значение имеет другая поддержанная Михаилом Менем инициатива – предъявить к ЖСК требования публиковать финансовую отчётность, как и к застройщикам, которые продают квартиры «на котловане» по договорам долевого участия в строительстве. Подобные поправки в ряд законов уже готовятся ко второму чтению в Госдуме, пояснил депутат Александр Хинштейн.
Больше контроля
Согласно закону о долевом строительстве (ФЗ-214), такие застройщики обязаны:
- предоставить любому обратившемуся лицу годовые отчёты и бухгалтерскую отчётность за три последних года;
- предоставить любому обратившемуся лицу подготовленное независимым аудитором заключение о финансовой деятельности компании за последний год;
- публиковать информацию о финансовом результате текущего года;
- публиковать информацию о размерах дебеторской и кредиторской задолженности на день опубликования проектной декларации строящегося дома.
Похоже, нечто подобное в следующем году разработают и для жилищно-строительных кооперативов. Даже не только и не столько в интересах рядовых пайщиков. Те из них, кому реально может быть интересна подобная документация, со «схемами ЖСК» большей частью едва ли будут связываться (предпочитая более надёжные договоры долевого участия в строительстве).
Скорее, имеет смысл говорить о возможности контроля ЖСК со стороны региональных властей. Цель – не допустить появления очередной волны обманутых дольщиков среди покупателей квартир в таких кооперативах. Поможет ли эта мера исключить подобные риски или нет – вопрос отдельный. Но оправдаться непрозрачностью финансовой деятельности ЖСК больше не получится.
«Схема ЖСК» – лучший друг застройщика в кризис
Сейчас продажа квартир «на котловане» через жилищно-строительный кооператив позволяет застройщикам делать без нарушения закона практически что угодно:
- повышать стоимость квартир для рядовых пайщиков уже по ходу стройки,
- сколь угодно долго переносить сроки сдачи дома,
- возвращать внесённые деньги с задержкой на несколько месяцев и при каких-либо особых условиях;
- при необходимости расходовать собранные с пайщиков деньги на строительство дома нецелевым образом («поймать за руку» будет сильно сложнее).
Нельзя не согласиться с тем, что «схема ЖСК» – лучший друг для застройщика, привлекающего для строительства дома деньги покупателей квартир «на котловане» во время экономического кризиса. Правда, для рядовых дольщиков перспективы строительства при таких условиях больше напоминают «русскую рулетку» и угрожают сомнительными перспективами пополнить ряды обманутых дольщиков. Точнее – обманутых пайщиков ЖСК.