Саморегулируемое объединение нижегородских строителей (СОНС) и Нижегородская Гильдия Риэлторов (НГР) ощутили потребность объясниться с соотечественниками и донести свое видение ситуации финансового кризиса и наших с вами общих перспектив, пригласив СМИ на пресс-конференцию.
- Что бы вы сегодня посоветовали покупателям квартир?
Олег Сорокин, генеральный директор Группы компаний «Столица Нижний», депутат Городской Думы, член правления СОНС:
- Не покупать квартиры у компаний, которые строят первый дом. У компаний, которые не имеют истории – как кредитной, так и истории взаимоотношений с покупателями. У компаний, которые не строят в серьезных объемах, потому что, скорее всего, у них дефицит оборотных средств. Не стоит иметь дело также с компаниями, которые излишне закредитованы. Наступит время кредиты возвращать, за чей счет? И самый главный момент: не советую покупать в тех домах, где у застройщика готов только нулевой цикл. Я не говорю о крупных застройщиках, которые строят микрорайонами или ведут застройку в разных районах города. Там подобное как раз нормально. Но если есть только котлован или пара этажей, а застройщик – не профессиональный (системный) игрок на рынке, то это большая опасность.
Дмитрий Кузин, президент Саморегулируемого объединения нижегородских строителей, депутат Городской Думы:
- Двухнедельная приостановка продаж имела локальный характер. Сейчас все компании чувствуют: рынок восстанавливается. Деньги в недвижимость пошли. Причем без снижения цен. Мы ожидаем, что и финансовые вливания, обещанные государством, попадут на межбанковские кредиты, и ситуация с ипотекой тоже начнет восстанавливаться. Возобновятся и кредиты строительным компаниям. Потому что надежнее недвижимости все-таки ничего быть не может.
Но такого скачка, когда будут выстраиваться очереди в агентства недвижимости, чтобы покупать квартиры, конечно, не будет.
Нашей организации (я говорю о ДСК-2 и группе компаний «Кварц») тоже приходится корректировать планы. Мы выполним свои обязательства и гарантируем своим дольщикам, что свое жилье достроим. Но будем сдержанно относиться к выходу на новые площадки и к развитию новых мощностей. Сейчас мы ведем много переговоров с брокерами. Целый ряд банков выражает готовность начать выдавать кредиты, в том числе и на жилищные программы.
Павел Солдатов, директор по строительству ЗАО «Ипотечная компания Сбербанка», член правления СОНС:
- После прошлого кризиса мы, может быть, немного расслабились. Последовавшие за ним пять лет были золотыми годами нашей экономики: росла промышленность, богатела банковская структура. Мы отвыкли работать в жестких условиях тотальной экономии и тотальной мобилизации усилий, необходимых для того, чтобы выживать в условиях кризиса. Конечно, не исключен пессимистический сценарий развития, и тогда - рецессия, стагнация и инфляция. Этот прогноз подталкивает к тому, что надо вкладывать деньги все-таки не в машины, а в самое надежное и традиционное – в золото и в недвижимость.
Но, смотрите, правительства всех стран борются с этим кризисом, и последние события уже свидетельствуют о росте акций и выравнивании экономик. И нашей, и других стран. Значит, из глобального кризиса можно выйти. А если мы из него выйдем, то наладим и стройки, и промышленность. Да и нет никакой разрухи: нефть и газ у нас есть, промышленность как работала, так и работает.
Проблема в том, что наша финансовая система очень сильно слилась с заокеанской. И пострадали, в первую очередь, некрупные банки, которые были заемщиками иностранного капитала. Государство сегодня вкладывает огромные деньги, чтобы не допустить углубления кризиса. Вообще, кризис – это болезнь, в результате которой более здоровые структуры сохранятся. Кстати, в нашем Сбербанке сегодня открывают счетов за день столько, сколько раньше открывали за месяц. То есть, приток денег и клиентов увеличился в разы.
Ирина Малыгина, директор агентства недвижимости «Кварц», вице-президент Нижегородской Гильдии Риэлторов:
- Я скажу как практик, работающий в недвижимости. В то время, когда нагнеталась паника, и все писали, что вот, все пропало, все рухнет, мы работали. 1 октября приехали в Петербург на жилищный конгресс, который собрал больше тысячи профессиональных участников: риэлторов, застройщиков, девелоперов со всей России. 1 октября в Нижнем еще работали нормально, а вот 6 октября начался режим ожидания. У нас все это время работал отдел аналитики, ежедневно связываясь с 20 выбранными для мониторинга застройщиками. Мы хотели увидеть, как реально обстоят дела, и постараться снять истерию у нижегородцев. Так вот, уже начатые сделки, которые нельзя отменить, шли. Нового притока, да, не было: нижегородцы выжидали ровно две недели.
Но 20 октября восстановился обычный план продаж, какой был, скажем, 30 сентября. Говорю это со всей ответственностью, потому что еженедельно составляю план продаж по реализации квартир в новостройках (то есть, в самом рискованном сегменте жилой недвижимости). Нижегородцы перестали ждать и стали покупать квартиры.
За две недели ожидания ни одна из компаний-застройщиков не снизила цены. У ряда компаний незначительные изменения в сторону повышения (на 1 000 рублей с квадратного метра). Некоторые застройщики изменили условия достаточно жестко: за объекты недвижимости, которые будут закончены в конце 2008 - начале 2009 года, требуется либо 100-процентная проплата, либо 50-процентная и рассрочка на два месяца. То есть, никакого страха, что ликвидные объекты недвижимости не будут проданы, у застройщиков не было, и нет. В пяти компаниях цены подняли. В том числе в группе компаний «Выбор».
Александр Жилевский, президент Нижегородской Гильдии Риэлторов, директор агентства «Выбор – Недвижимость»:
- Как у любого застройщика, у ГК «Выбор» существует план продаж. К середине октября мы план месяца уже выполнили. Но, как и у многих других компаний, у нас предусмотрено плановое увеличение цены. И мы не видим причин для ее снижения. А что касается спроса, то статистика свидетельствует: 50 процентов россиян остро нуждаются в изменении жилищных условий, а еще 25 5 процента - собираются их поменять. Это потенциальные покупатели. Недвижимость – удачная защита от инфляции, товар, который не меняет своих свойств, независимо от того, что происходит на рынке.
- Правда ли, что стройки замораживаются?
Дмитрий Кузин:
- Назовите хоть одну. Оценивая сегодня размер ипотеки и технический перерыв, мы, конечно, должны будем почувствовать некоторую стагнацию цен и, может быть, некоторое охлаждение всплеска на рынке недвижимости. Но это не повлияет на состояние цен в целом. Остановка вложений в серьезные, крупные объекты промышленности, в торговые центры, да, возможна, но и это под вопросом.
По жилью я не знаю ни одной стройки, которая была бы заморожена.
Александр Жилевский:
- Жилье и коммерческая недвижимость – это не просто разные сегменты. Это разные источники и схемы финансирования, разная суть использования объектов. В СМИ часто возникает путаница: какие именно объекты будут заморожены, какие инвестиции сократились?
- Саморегулируемость предполагает выработку неких механизмов защиты, в том числе и от ситуаций брошенных, незавершенных объектов. Эти механизмы есть или их приходится срочно изобретать в условиях кризиса?
Дмитрий Кузин:
- На самом деле «незавершенка» - очень больная тема. Но если у компании кончились оборотные средства, и она объявляет о банкротстве, кому в итоге незавершенные объекты перейдут? Тем, кто в состоянии их достроить.
Недаром и государство сегодня, отменяя лицензирование, переуступает многие функции саморегулируемым организациям. С целью регулирования рынка в том числе. Если у предприятия остаются квалифицированные кадры, есть опыт работы, и качество, то саморегулируемое сообщество решает вопрос по допуску его к определенным видам работ. На основе истории и репутации компании.
Павел Солдатов:
- Стройки, в которые вложены средства дольщиков, не будут заморожены. Серьезные, крупные застройщики свои обязательства перед клиентами выполнят.
- Изменились ли условия кредита? Может ли банк в одностороннем порядке изменить ставку?
Павел Солдатов:
- Нет, по уже заключенным договорам не изменяют.
Александр Жилевский:
- Как клиент Сбербанка скажу: у нас в договоре была определена ставка в 10, 5 процента, и нам в эти дни никто не позвонил с тем, чтобы сказать, что ставка увеличивается до 15 или 15,5 процентов. Крупные ответственные банки не пойдут на изменения уже заключенных договоров.
Дмитрий Кузин:
- Слухи поползли сразу: мол, банки вызывают людей по ипотечным кредитам и изменению ставки. Но это только слухи. Агентства почувствовали бы это сразу. У нас в «Кварце» вообще 50 процентов сделок идет через ипотеку. К нам бы уже шел поток людей с жалобами, которых мы препроводили в банк за ипотечным кредитом. Этого нет, и, я уверен, не будет.
- Есть такая поговорка «Нет худа без добра». Что полезного можно извлечь из кризиса?
Дмитрий Кузин:
- Важно, что государство проявило себя и защитило российский рынок, российскую экономику. Настало время проявить себя и банкам. Если бы со стороны банков не было ограничений по ряду программ, по ипотеке, не было бы и истерии. Мне кажется, банкам порой нужно поступиться рублем или процентом, которые они себе потом все равно вернут, но оценить реальное состояние дел и сдержать свои обязательства, прописанные в договорах.
Александр Жилевский:
- Мы все помним 2006-2007 годы, когда рынок недвижимости привлекал всех. Строились разные коммерческие объекты, строились дома. Я думаю, кризис отметет те случайные компании, которые пришли на рынок не для долгой и ответственной работы, а чтобы сорвать свой куш. Это и будет положительным моментом нынешнего кризиса.
Ирина Малыгина:
- Реально выживут сильнейшие. Это касается и агентств недвижимости тоже. Те, кто давно занимается повышением качества услуг, обучением персонала, кто вкладывает деньги в офис и технологии, те выживут. Даже если им сейчас нелегко.
Фото: news.weiqi.ru