
«Учреждения работали бы превосходно, если бы не посетители», – сказал французский социолог Альфред Сови
Бюрократическая система России стоит на пороге революции, которая грозит подорвать саму основу чиновничьего всевластия. Такое даже представить страшно: с 1 июля россиянам уже не придется самим собирать бумажные справки, чтобы встать на учет для получения жилья или согласовать перепланировку квартиры. Не будет этим заниматься и бизнес, добиваясь разрешения на строительство и установку рекламных щитов. Отныне все справки для граждан и компаний чиновники будут готовить самостоятельно.
Через шесть дней после выхода из печати этого номера БКН.РУ все региональные и муниципальные власти должны начать предоставлять гражданам услуги, не требуя с них справок и информации, которые находятся в распоряжении других органов власти.
По данным «Российской газеты», из нового правила есть только одно исключение. Самостоятельно граждане РФ будут предоставлять лишь некоторые документы «личного хранения»: паспорт, свидетельство о рождении, документы об образовании и рабочем стаже – дипломы и трудовые книжки. Все остальные «бумажки» орган власти, в который обратился гражданин, будет получать в электронном виде через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия, пояснили в Минкомсвязи. Благодаря вводу этой системы несколько сотен видов справок уйдут из «реального» мира и будут доступны органам власти в электронном виде
Уже действуют ключевые элементы инфраструктуры электронного правительства, в том числе единая система идентификации (в ней регистрируются все «общающиеся» между собой чиновники и их информационные системы). При этом федеральные ведомства работают по новой схеме с октября прошлого года – через систему прошло уже 57 миллионов запросов. На портале госуслуг размещена информация более чем о 900 федеральных, 12 тысячах региональных и 23 тысячах муниципальных услугах. Там зарегистрировались более 2,2 миллионов пользователей, подавшие заявки на более 6,5 миллионов госуслуг.
Однако эксперты волнуются, что «на местах» среди чиновников могут оказаться и те, кто будет саботировать внедрение электронного обмена сведениями. И продолжит действовать так, как удобно им, а не гражданам, – «рекомендовать» самим сходить за справкой, затягивать сроки, ссылаясь на то, что якобы «система не работает». Здесь, успокоили в Минкомсвязи, законодатели предусмотрели ряд мер, которые будут стимулировать таких нерадивых сотрудников меняться к лучшему.
Во-первых, чиновники, которые по различным причинам не будут готовы использовать единую систему электронного взаимодействия, не избавляются от необходимости запрашивать сведения в других органах власти. Просто делать они это будут «бумажным» образом, что более трудоемко. Во-вторых, если не оговорено отдельным федеральным законом, срок ответа на запрос между ведомствами установлен в пять дней. С бумажными запросами и ответами этот срок соблюсти будет затруднительно. И, в-третьих, в Кодекс об административных правонарушениях введена специальная статья, предусматривающая для должностных лиц существенные штрафы за нарушение законодательства о государственных и муниципальных услугах. Так, например, отказ в рассмотрении жалобы на порядок предоставления услуги может «стоить» чиновнику до 30 тысяч рублей, уточняет «Российская газета».
Если новые правила документооборота действительно воплотят в жизнь, наша страна пойдет по пути своего ненавистного соседа – Грузии, где подобная система действует с 2008 года. Напомним, что на сегодняшний день Грузия удерживает позицию мирового лидера по проведению подобных реформ. Жаль только, что за реформой системы российского документооборота не последует существенное сокращение сроков регистрации недвижимости (сегодня в Грузии она занимает один день, более того, за небольшую дополнительную плату регистрацию можно провести моментально). А о бескомпромиссной борьбе с коррупцией и реформе МВД по грузинскому сценарию мы даже не мечтаем.
Фото: banks43.ru