![](http://img-news.ners.ru/news/ed/ed60ff0655c9157a4fbeb28c0caef5fa.jpg)
Сотни книг по ораторскому искусству — не панацея от страха публичных выступлений. Порой знание специальных техник не спасает, а волнение и мандраж портят ваш блестящий выход. Аудитория скучает, вы нервничаете и запинаетесь… Катастрофа? Возможно, как раз путь к успеху!
Rjob.ru собрал и обобщил знания людей, которые преодолели страх публичных выступлений, научились говорить эффектно и даже получать от этого удовольствие. Получилось 5 советов, проверенных жизнью.
1. Что я несу?
Определитесь, что именно вы хотите донести до слушателей. Оставьте попытки подобрать красивые обороты и эффектные метафоры, лучше сформулируйте основной посыл вашего выступления и запишите его простыми словами. Запишите тезисно, чем вы можете подкрепить вашу основную идею.
2. Разведка боем.
Задумайтесь — для кого ваше выступление, кто именно будет вас слушать? Полезно заранее узнать не только тематику предстоящего мероприятия, но и список участников. Как лучше донести вашу идею с учётом специфики аудитории? И, главное, на какую реакцию аудитории вы рассчитываете? Подберите пару ярких примеров, позволяющих конкретным людям лучше ваc понять. Если нервозность связана с незнакомым местом выступления, придите заранее, осмотрите свою «ораторскую площадку», чтобы немного привыкнуть к окружающей обстановке.
3. Щепотка бюрократизма.
Регламент — дело серьёзное, даже если вы единственный докладчик и вообще — специально приглашённая «звезда». Практика показывает, что внимательно следить за речью человек может не больше 15 минут, потом внимание рассеивается. Если выступающих много, то краткая и ясная речь, спокойно укладывающаяся в отведённый лимит времени, сыграет вам на руку. Не ленитесь репетировать выступление с секундомером!
Уберите слишком длинные предложения, сократите количество цифр и оборотов, не несущих особой смысловой нагрузки.
4. Полезная критика.
Если вы всерьёз ожидаете провала, лучше встретиться с проблемами заранее. Выберите из своего окружения людей, которые заинтересованы в теме вашего выступления и тех, кому это совершенно не интересно. Выступите перед ними, выслушайте критику, а потом попросите «группу поддержки» защитить вашу речь. Если это не удаётся, спорные места доклада нужно дополнительно проработать, но вы удивитесь, сколько хорошего услышите в свой адрес. Запишите все интересные идеи, которые услышите в ходе образовавшейся дискуссии, это пригодится, когда придёт время выступить «по-настоящему». Учитывайте и свои сильные стороны тоже!
5. Добавим абсурда!
Если ничего не помогает, представьте худший вариант развития событий. Смелее: вот вы теряете текст, забываете последовательность выступления, растерянно замолкаете…дальше — больше: вас закидывают помидорами, слушатели возмущаются, что зря потратили на вас время, вам присваивают звание «Худший оратор во Вселенной»! Ещё не смешно? Поверьте, даже в случае некоторых шероховатостей ваша жизнь не закончится на этом выступлении.
Мнение эксперта
Александр Эпштейн
бизнес-тренер, руководитель творческого объединения «Кульутра речи»:
Залог успешного публичного выступления — правильная подготовка. Если вы хотите, чтобы аудитории было легче усваивать ваш материал и принимать вашу идею, если вы хотите снять лишнее волнение с себя и знать, что будете делать во время выступления, то вам необходимо проработать в сценарии 5 пунктов.
1. Отбивка — ваше первое появление на сцене. Как говорила Коко Шанель: «у вас никогда не будет второго шанса произвести первого впечатления». Включите в эту часть своего выступления шутку, репризу, новость на злобу дня, притчу и т. д. Приветствуется все, что не относится к самой теме, но даёт возможность вас увидеть, услышать и понять, что вы интересный рассказчик.
2. Преамбула — завязка вашего выступления. В этой части мы переходим к теме, но только с одной целью — вызвать интерес к дальнейшему рассказу. Не надо убивать всю интригу в начале, тут важно её создать. Постарайтесь учесть интересы слушателей и сформулировать цель для аудитории — каждый должен понять, зачем ему вас слушать, что он приобретёт. Мне нравится такая формулировка: в этой части мы заключаем «контракт на коммуникацию».
3. Основная часть — всё, что касается самой темы выступления. Все аргументы, факты, примеры появляются только здесь. Они должны быть последовательны и логично взаимосвязаны.
4. Кульминация — главное событие выступления. То, к чему вы шли, ваш самый главный аргумент. Та информация, к которой вы нас готовили: настал момент вынести «главное блюдо».
5. Вывод — ваш основной message для аудитории. То, что слушатель должен унести с собой. Та идея, которую вы защищаете. Своим выступлением вы уже заслужили доверие публики — теперь она хочет услышать ваше мнение.
И помните: успешные выступления — навык, приходящий только с практикой!