
«Раньше у малого бизнеса было не так много вариантов организации офиса – первые этажи жилых домов да административные здания класса С, где достаточно часто предлагались скромные (20-50 кв. м) площади. Бизнес-центры были слишком дороги, к тому же маленькие помещения там не предусматривались», — говорит Сергей Лобанов, директор компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». Сейчас собственники, чьи объекты пестрят растяжками с объявлениями о сдаче площадей, рады любым клиентам.
Кому выгодно
Небольшие площади требуются обычно маленьким фирмам либо представительствам. Первые ищут скромные, до 50 кв. м, помещения класса С. Вторые предпочитают даже не помещения, а отдельные рабочие места. Это региональные и иностранные компании (расширяющие бизнес или запускающие новые проекты в Москве, России), небольшие организации, а также частные предприниматели и фрилансеры. «Последние часто пользуются новой моделью сo-working, вместо того чтобы работать дома, — говорит К. Смирнова. — Люди снимают общий зал, пользуясь возможностями полноценной офисной инфраструктуры. Можно найти помещение и приезжать туда хоть раз в неделю или в месяц для встреч с клиентами». Временные офисы используют кинокомпании для съемок клипов или фильмов в краткие сроки.
Важное преимущество такого офиса — возможность оплаты только за то время, в течение которого клиент пользуется услугами комплекса (по часам, дням, неделям, месяцам).
Кто и где предлагает
Отдельные рабочие места и временная аренда предлагаются как в бизнес-центрах уровня А и В, так и административных зданиях сегмента С. Площади предоставляют преимущественно специализированные компании: они снимают одну-две тысячи квадратных метров, разбивают их на небольшие сегменты и сдают в субаренду. Существовали такие фирмы до кризиса (самые известные — Central Offices и Regus, предлагавшие кабинеты со всем необходимым для работы в престижнейших БЦ Москвы), функционируют они и сейчас. «Ставки на мини-офисы в деловых комплексах с «гостиничным сервисом» выше в пять-семь раз, чем в аналогичных зданиях при аренде больших площадей», — утверждает Денис Евсеев, управляющий партнер компании KINGSLAND.
Однако в последнее время сдачей помещений в «мелкую розницу» занялись собственники многих центров, в том числе весьма престижных. Например, в БЦ «Миллениум Хаус» (Трубная ул., 12) предлагаются офисы на срок от одного дня до года (площади – 10-100 кв. м) с отделкой, мебелью и оборудованием. Ненадолго снять кабинет можно в БЦ «Ситидел» (Земляной Вал, 9), БЦ «Аврора бизнес-парк» (Садовническая ул. 82/4), МФК «Метрополис» (Ленинградское ш.,16а) и даже в башне «Федерация» в ММДЦ «Москва-Сити».
Бюджет
Цены зависят от размера и конфигурации блока, количества рабочих мест. «Естественно, чем меньше площадь, тем выше ставка. Разница может достигать 15-25%», — рассказывает Кира Смирнова, директор по стратегическому развитию департамента консалтинга GVA Sawyer. Договоры аренды на маленькие площади, как правило, заключаются на срок до года) и не подлежат госрегистрации. Если раньше в качественных комплексах были приняты лишь долгосрочные контракты, то теперь собственники готовы рассматривать соглашения на 11 месяцев и меньше.
Как говорит С. Лобанов, в комплексах класса А стоимость помещения площадью от 10 кв. м (для одного человека) составляет от $800 в месяц, рабочего места — до $1-1,2 тыс. В центрах класса В место стоит от $400 в месяц, комната на двоих — $950-$1 050, кабинет на четыре-пять человек – $1,9-$2,2 тыс. По данным К. Смирновой, в Central Offices за рабочее место берут $120 в день при количестве дней от 1 до 15 в месяц.
От собственника
В Mirax Group рассказали, что комплект «Виртуальный офис+» в ДЦ «Федерация», стоит 36 650 руб. в месяц плюс единовременный взнос 10 тыс. руб. за подключение услуги. Одно место в open space занимает примерно 6 кв. м, но к нему прибавляют коридорный коэффициент (учитывает пользование зоной отдыха, кухней и т.д.), общая площадь рабочего места составляет 12 кв. м.
Кроме того, сегодня многие хозяева предоставляют скидки. Так, в ДЦ «Федерация» при заключении договора на срок от 3 до 5 месяцев дисконт составляет 5%, от 6 до 11 месяцев — 10%, от 12 месяцев — 15%. Кроме того, чем больше снимается мест, тем получается дешевле: 2-5 – от 5%, от 5 – 10%. Таким образом, краткосрочная аренда от собственника оказывается порой в разы дешевле, чем услуги международных сетевых компаний.
Все включено
Аренда в «офисной гостинице» чрезвычайно удобна: места обеспечены оргтехникой и связью, к работе можно приступать сразу же после подписания договора. Предлагаются комнаты как совсем скромные (для одного-двух человек), так и побольше. Вариант — место в зале с открытой планировкой (для удобства их, как правило, огораживают).
Клиенты могут пользоваться всей инфраструктурой делового комплекса. Дополнительно предлагается аренда переговорных и конференц-залов, услуги ресепшн, переводчика, уборка, доставка корреспонденции, административная и техподдержка, транспортные услуги, всевозможное бронирование (гостиниц, ресторанов, авиабилетов). Возможно привлечение на аутсорсинг специалистов компании-арендодателя или фирм-партнеров в области юриспруденции и бухгалтерии, IT, телемаркетинга и т.д.
Зачастую в цену аренды включается некоторое количество часов пользования переговорными, а иногда и целый пакет опций. Например, в стоимость услуги «Виртуальный офис+» (ДЦ «Федерация») входят предоставление почтового адреса, сбор и сортировка корреспонденции, прием и переадресация телефонных звонков, пользование переговорной, скидки у компаний-партнеров.
Семь раз отмерь
«Традиционная аренда офиса требует весьма ощутимых материальных и временных затрат. Вариант же с «гостиницей» обладает рядом преимуществ: позволяет не вымывать средства из бизнеса на приобретение мебели, техники и других офисных принадлежностей; сократить до минимума время до начала работы, поднять престиж компании, сняв помещение в бизнес-центре высокого класса», — резюмирует С. Лобанов.
Однако прежде необходимо все точно рассчитать. Окажется ли выгоднее «номер» или обычный маленький офис, зависит от количества рабочих мест, времени аренды, наличия собственной мебели и техники. Д. Евсеев обращает внимание на возможности, открывающиеся на сильно подешевевшем офисном рынке столицы: «Сегодня можно снять помещение в пять-шесть раз больше, но в том же бюджете. В период спада многие собственники, раньше сдававшие не менее 300 кв. м, предлагают офисы от 50 кв. м».
Источник фото: www.prodom.tomsk.ru, www.rb.ru