![](http://img-news.ners.ru/news/f8/f87750a7b5296c6ad33cd865cdc5be45.jpg)
9 декабря Верховная Рада торопливо приняла в первом чтении законопроект «О рынке земель», который был разработан в спешном порядке и обнародован всего тремя днями ранее. Поспешность была такой, что его разработчики даже не знали, как он выглядит – им показали только заголовки статей. Неудивительно, что в итоге документ оказался, мягко говоря, «сырым» - согласно ему в конечном итоге значительная часть сельхозземли Украины рискует оказаться в руках государственного монополиста.
Быстрый законопроект
Накануне выходных, 9 декабря 2011 г. украинский парламент рассмотрел и принял в первом чтении поданный профильным комитетом ВРУ законопроект «О рынке земель». Согласно ему рынок купли-продажи сельхозземли планируется запустить с 1 января 2013 г.
Примечательно, что этот документ появился в стенах Верховной рады только накануне – до этого основным фаворитом считался законопроект, предложенный Кабмином, который раньше был рассмотрен парламентом и отправлен на повторное первое чтение. Кроме него существует еще два законопроекта, внесенных в парламент нардепами, но т.к. они не смогли набрать необходимое количество голосов, их давно списали со счетов.
Несмотря на такое количество предложений по урегулированию рынка земли, наибольшую поддержку, как это часто бывает, набрала «темная лошадка» от профильного комитета под руководством Григория Калетника. Дело в том, что, как рассказывает участник рабочей группы по созданию законопроекта «О рынке земель», юридический советник Аграрной конфедерации Украины Александр Поливодский, когда законопроект Калетника был вынесен на рассмотрение, в нем были только названия статей, а их содержания не было. В таком виде, по словам эксперта, законопроект и принимался в первом чтении.
«Я вам скажу больше, когда было первое общее заседание рабочей группы и профильного комитета Верховной Рады, то и депутатам-членам комитета, и членам рабочей группы законопроект раздали перед началом заседания буквально за минуты. Поэтому говорить о том, что кто-то с законопроектом хорошо знаком, не приходится», - рассказывает А. Поливодский. По его словам, поскольку не было также электронного варианта текста, ознакомиться, а, следовательно, и внести дельные замечания возможности тоже не было. Правда, сейчас на сайте Верховной Рады законопроект есть – с ним можно ознакомиться без проблем.
Всю землю – государству?
Зато проблему составляет сам законопроект. Как подчеркивает директор ИРЦ «Реформирование земельных отношений в Украине» Максим Федорченко, раньше казалось, что неудачным был предыдущий, кабминовский документ, но теперь стало еще хуже.
Наибольший вопрос у участников рынка вызвало появление в законопроекте государственного земельного банка, который назван субъектом рынка агроземель, предназначенных для ведения товарного сельхозпроизводства и которому разрешено продавать землю. Эта структура, согласно законопроекту, становится государственным оператором земли, т.е. любые операции, связанные с землей, должны будут проходить через нее. Основной задачей госбанка земли должно стать кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земли и другого имущества.
Примечательно, что ранее эта структура и даже ее название не фигурировали в нормативных актах и законопроектах. Да и из текущего документа, как рассказывает А. Поливодский, непонятно, какими будут функции этого госбанка, чем он будет заниматься, за какие средства финансироваться и какова вообще его роль.
М. Федорченко также не смог понять, что это за организация и какова его роль. Зато, по его словам, совершенно ясно, что она перетягивает на себя функции по распоряжению земельными ресурсами, которые, согласно Конституции, от имени граждан возложены на местные органы власти. Более того, создание такой структуры грозит тем, что вся или почти вся сельхозземля в итоге окажется в одних руках. Ведь финансироваться госбанк земли наверняка будет из госбюджета (т.е. за счет налогоплательщиков), поэтому он за деньги украинцев будет заниматься ипотекой земли или скупать ее у тех же граждан. В конечном итоге у него у него накопится солидный земельный фонд, и тогда эту организацию, которая, насколько можно судить из закона, будет являться не госорганом, а, скорее, обычным банком, можно будет просто продать или приватизировать. И тогда все земельные ресурсы этого банка окажутся в руках одного покупателя.
Зачем внедрять на более-менее сложившемся рынке АПК новую структуру с непонятным назначением, аграрии не понимают. Можно предположить, что таким образом государство пытается бороться с монополией агрохолдингов и сломать сложившуюся ситуацию. Впрочем, поскольку права на взятие под залог агроземель больше не будет иметь ни один банк, монополистом станет сам государственный земельный банк.
Антимонопольщина
Наверняка с этой же целью борьбы с монополией законопроект предлагает внедрить ограничения на объем земли, которая может находиться в аренде или собственности одного лица. Так, согласно документу, одно лицо, физическое или юридическое, не может арендовать больше, чем 6 тыс. га в одном районе, и не больше, чем 5% земель сельскохозназначения в одной области. Кроме того, один человек в дальнейшем сможет купить не более 100 га земли.
Но уже сегодня существуют десятки агрохолдингов, которым принадлежат сельхозугодия в десятки тысяч га. «Я надеюсь, что внедрение этого закона в жизнь будет происходить согласно Конституции, т.е. согласно принципу о том, что закон обратной силы не имеет», - говорит А. Поливодский. По его предположению, указанные нормы не должны будут коснуться тех компаний, которым уже принадлежат крупные сельхозугодия.
Но М. Федорченко настроен более пессимистично – по его мнению, такой большевистский подход приведет не только к полному упадку отечественного АПК, но и обвалит этот сегмент на фондовом рынке. Ведь из-за осложнений компании не смогут получить прибыль и выплатить дивиденды акционерам, а это означает панику на биржах, падение котировок и, в конечном итоге, ликвидацию предприятий.
По мнению исполнительного директора «Казацкого зернового союза» Игоря Павловича, подобный способ вообще не может быть эффективным в борьбе с монополией. «Важнее внедрить нормы, которые бы способствовали борьбе с захватом предприятий. А ограничения в части количества земли, которая может находиться в собственности или аренде одного лица, никак не помогут бороться с монополизаций», - считает он. Более того, такое законодательное нововведение приведет только к тому, что, как это обычно и происходит в Украине, участники рынка попросту начнут искать способы, как обойти закон. По регламенту Верховной Рады между первым и вторым чтением должно пройти две недели, поэтому есть шансы, что к 23 декабря законопроект существенно доработают. Но т.к. украинские депутаты, весьма вероятно, будут спешить на новогодние каникулы, не исключено, что документ второй раз спешно рассмотрят и примут раньше. В таком случае рынок сельхозземли постигнет участь строительного рынка, где закон «О градостроительной деятельности» вместо того, чтобы стимулировать, затормозил всю отрасль.
Фото: pagro.com.ua