Украина. Гигантские шоппинг-моллы. Реальность или..?

Руслан Шепетюк
Источник: Domobaza.info
Источник фотографии

Перед началом мирового финансово-экономического кризиса почти одновременно несколько девелоперских компаний заявили о планах строительства в Украине шоппинг-моллов колоссальных размеров. На данный момент эти торгово-развлекательные центры так и остались на стадии разработки, либо компании отбросили свои планы вообще, но эксперты уверены – их время уже не за горами.

На протяжении 2010 года сотрудничество с Украиной один за одним начинали известнейшие мировые бренды одежды, такие, как Topshop, Massimo Dutti, New Yorker и другие. Также, большое количество брендовых ритейлеров заявляет о том, что сильно интересуются рынком Украины, и рассчитывают на тесное сотрудничество в ближайшее время. В свете этих событий возникают мысли, что такому количеству производителей просто не хватит торговых площадей в Украине, да и не сможет ни один из присутствующих в стране торговых центров вместить такое количество площадей соответствующих формату продаж брендов.

Подобными помещениями смогут обеспечить только огромные ТРЦ, чья общая площадь превышает 100 тысяч квадратных метров. Архитектурные проекты подобных центров существовали уже в 2007-2008 годах, но на данный момент все они либо заморожены, либо просто строительства прекращены.

Наиболее крупным из таких объектов был Mall of Ukraine, строительство которого было презентовано в начале осени 2008 года. Проект должен был занимать земельный участок площадью в 51 га, а расположение его было на Житомирском шоссе, в 7 километрах от Киева.

Компанией девелопером проекта была Deol Partners, но вследствие кризиса строительство было заморожено. На данный момент компания ведет переговоры с инвесторами, и возможными арендаторами помещений в комплексе, что по сведению компании Domobaza.info позволяет реально увидеть ситуацию уровня потребности помещений, спроса на них и рентабельности самого строительства.

В свою очередь, в планах компании Real Estate Solution было строительство крупного ТРЦ на Одесской трассе и на Выдубичах. Наиболее известным проектом стал молл под Борисполем, который должен был включать в себя кроме шоппинговых площадей, гостиницу и многочисленные развлекательные заведения. Александр Борщ, директор компании RES заявляет о намерении сдать в эксплуатацию подобный комплекс до начала Евро-2012, хотя и надежд на это мало: на данный момент, по сведениям компании Domobaza.info, там только закончилась очистка территории, и была завезена строительная техника, но сами работы начаты еще не были.

Эксперты считают, что девелопмент подобного формата ТРЦ – это сложный и длительный процесс, который может длиться весьма длинный промежуток времени. К примеру, многие иностранные моллы планировались и продумывались не один год. А если сопоставить это с той экономической ситуации, в которой находится сейчас Украина – сейчас не лучшее время для начала реализации подобных проектов. Тем не менее, идея имеет большой потенциал и очень перспективно строить такие торговые центры в Украине, ведь даже сейчас одни только идеи вызывают повышенный интерес, как у арендаторов, так и у инвесторов.

Генеральный директор Chapman Taylor Ukraine Ltd, Ольга Сокол также соглашается с этим мнением, и считает, что в ближайшем будущем подобные торгово-развлекательные центры будут просто незаменимы, и будут пользоваться спросом, как у арендаторов, так и у потребителей, так как страна медленно, но верно выходит из экономического кризиса, благосостояние людей увеличивается, а интерес потребителей к подобным масштабным комплексам традиционно лидирует на рынке, особенно при наличии большого, хорошо развитого развлекательного сектора.

По мнению некоторых экспертов – успешность комплекса зависит далеко не от его размера, так как важно правильно подобрать месторасположение ТРЦ, интересную и правильную концепцию и заполнение магазинов.

С другой стороны, некоторые эксперты напротив считают, что огромные моллы, в которых площадь одного только магазина может достигать 10-20 тысяч квадратных метров, подходят для крупных и финансово развитых стран, но далеко не факт что приживутся в Украине, которая хотя и является очень быстрорастущей страной, но пока что до подобных масштабов не доросла. Для нас намного более привычно видеть стандартные торговые центры и торгово-развлекательные центры, которые настолько широко распространены в странах Европы.

Но, все-таки большинство аналитиков рынка считают, что шансы у шоппинг-молов остаются, главное просто обеспечить все возможности для создания успешного ТРЦ, и размер не будет играть настолько большой роли.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: