Три этапа для продажи бизнеса / Возраст компании, цели акционеров и сигналы рынка — базовые факторы заключения сделки со “стратегом

Источник: SmartMoney

Любой предприниматель если и не создает бизнес на продажу, то рано или поздно задумывается над тем, можно ли его продать. Каждая компания в своем развитии проходит три основных этапа: становление, выход на прибыльность и наращивание масштабов. На каком этапе выгоднее совершать сделку? В конце прошлого года я вместе с партнерами из “Росгосстраха” продал Городской ипотечный банк Morgan Stanley. Сразу оговорюсь, что мы изначально создавали этот бизнес с целью привлечения стратегического инвестора и продажи ему 100% капитала банка. Сейчас уже видно, что это была максимально выгодная для нас стратегия. Но ответ на вопрос, когда именно продавать, нам пришлось искать по ходу дела.

Конечно, можно продать компанию сразу после того, как она прошла этап становления, — как правило, через полтора года после создания. Но я бы рекомендовал не спешить и дождаться выхода на второй этап, когда бизнес начинает набирать высоту. Идеальный вариант в этот период — не продавать его полностью, а приглашать к партнерству институциональных инвесторов. Это станет работать на будущую стоимость компании — ведь инвесторы, так же как и вы, заинтересованы в росте ее капитализации и зарабатывают на цене акций в момент вхождения и выхода. Мы даже вели переговоры с такими инвесторами — банками ЕБРР и МФК, но, к сожалению, они слишком долго принимали решение. В тот момент, когда решение было ими принято, компания переходила из второй фазы своего развития в третью и мы уже успели найти другие, более эффективные способы привлечения инвестиций. Тогда же у нас состоялся первый разговор с инвестиционным банком Morgan Stanley, но мы приняли решение подождать со стратегическим инвестором еще год-два, чтобы создать более масштабный бизнес.

Второй этап, когда компания выходит на прибыльность, крайне привлекателен для покупателей. Она еще не слишком дорого стоит, но уже видно, насколько технологично построена. Поэтому предложения поступают в этот момент очень интересные и есть соблазн не дожидаться третьего этапа. У нас так и получилось. Фактически мы завершали второй этап — банк стал прибыльным, мы оперировали более чем в 10 крупнейших регионах России. Возможно, поработай мы еще несколько лет над расширением бизнеса, банк можно было продать дороже, но здесь сыграла роль комбинация факторов. В первую очередь рыночные условия. На подходе к третьему этапу очень важно их учитывать: рынок подскажет, какие могут быть перспективы для роста, какие есть риски. Когда мы начинали, на рынке ипотечного кредитования активно работало порядка пяти компаний, сейчас их число приблизилось к 400! Как и в любом бизнесе, для нас результат переговоров определился ценой вопроса. Но последней каплей стало то, что “Городскому ипотечному” требовался новый виток в развитии и Morgan Stanley мог его обеспечить. Особенно это касалось привлечения в ипотечный бизнес мировой практики в области секьюритизации, заложенной в нашем банке в основу бизнес-модели.

Я уверен, что, если рынок не подает сигнала “пора продавать, иначе дальше рост компании будет не таким быстрым”, акционерам более выгодно доводить компанию до третьего этапа, когда она устойчиво генерирует прибыль и масштабы растут. Тогда капитализация по сравнению с первым и вторым этапами вырастает в разы. Для этого нужно еще как минимум 2-3 года серьезной работы. Но у акционеров может возникнуть вопрос: а стоит ли вообще продавать бизнес, если доходность на вложенный капитал нас устраивает? Я наблюдал за несколькими российскими сделками в банковском секторе, когда владельцы приглашали стратегических инвесторов, но в итоге оставляли контрольный пакет за собой или вообще отказывались от продажи. И это тоже может быть правильным решением.

Николай Шитов
президент Городского ипотечного банка

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: