Тренды полугодия на рынке коммерческой недвижимости оптимистичны

Источник фотографии

На рынке коммерческой недвижимости Москвы давно ждут перемен, однако пока глобальных улучшений не происходит. Но это не повод для пессимизма, уверяют консультанты, с которыми "Интерфакс" обсудил итоги первого полугодия.

Офисы сдаются

В первом полугодии объемы ввода офисов в Москве достигли минимальных значений.

"На сегодняшний день введено 12,5 тыс. кв.м. До 1 июля есть вероятность ввода еще 15 тыс. кв.м. Таким образом, прирост новых площадей может составить 27, 5 тыс. кв.м. В аналогичном периоде 2017 года объем нового предложения был в четыре раза больше — 118 тыс. кв. м", — сообщил генеральный директор S.A. Ricci Александр Морозов.

Между тем спрос постепенно восстанавливается. Как рассказала "Интерфаксу" старший консультант отдела исследований рынка CBRE Маргарита Кабалкина, тренд начался еще в конце 2017 года.

"Чистое поглощение по итогам января-июня 2018 года составило 436 тыс. кв.м. Такое значение в четыре раза превосходит объем в I полугодии 2017 года (98 тыс. кв.м). Мы видим, что вакансия снижается. Так, в конце года она находилась на уровне 13,7%, а сегодня составляет 11,6%. Вакансия снижается ускоряющимися темпами", — прокомментировала эксперт.

Ставки на этом фоне демонстрируют незначительное повышение. По данным S.A. Ricci, в первом полугодии они прибавили 1,7% и составили17,9 тыс. рублей за кв.м в год.

Ускользающая торговля

С начала года в Москве открылись всего три качественных торговых центра: ТРЦ "Каширская Плаза" (71 тыс. кв.м GLA), "Миля" в Жулебине (19 тыс.) и ТЦ районного формата "Петровский" (8,5 тыс. кв.м). Однако все-таки это прогресс: в первом полугодии 2017 года качественные торговые центры в столице вообще не вводились, напомнили в JLL.

"В условиях низкого объема строительства объекты открываются с невысокими показателями вакантности. Например, на момент открытия в ТРЦ "Каширская Плаза" уровень свободных площадей составил всего 5%. В 2014-2016 годах торговые центры открывались с 20-30% долей вакантности", — отметила аналитик торговой недвижимости компании JLL Маргарита Шебанова.

По данным экспертов Knight Frank, с начала года на российский рынок вышли 13 новых международных ритейлеров, что почти в полтора раза меньше, чем годом ранее. Среди новичков — GEOX Kids, Coach, а также премиальный итальянский бренд Liu Jo. Как и прежде, флагманские магазины открываются в знаковых торговых центрах Москвы: ГУМ, "Метрополис", "Атриум", "Европейский", "Афимолл Сити" и др.

Арендные ставки стабильны. Так, в торговых галереях максимальные ставки доходят до 195 тыс. рублей за кв.м в год (за 100 кв.м на первом этаже), а их средний уровень зафиксирован на отметке 74 тыс. рублей за кв.м в год (JLL).

Все складывается

Низкие темпы ввода внесли определенный позитив и на рынок складской недвижимости. В результате, согласно данным компании CBRE, объем пустующих складов в первом полугодии сократился до минимума за последние три года. К настоящему моменту средний уровень вакансии на складском рынке Подмосковья составляет 8,9%, или 997 тыс. кв.м.

В общей сложности за полгода в Подмосковье построено 142 тыс. кв.м складов, что примерно на треть ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Большая часть помещений уже нашла арендаторов или покупателей.

В CBRE отмечают: объем сделок по покупке и аренде складов увеличился на треть и в первом полугодии составил 644 тыс. кв.м. Общий объем предложения складских помещений в Московском регионе достигает 13,5 млн кв.м, рассказали в Knight Frank.

Арендные ставки стабильны — 3,6 тыс. рублей за кв.м, без учета НДС, операционных расходов и коммунальных платежей (Knight Frank). "Во втором полугодии, впервые за долгое время прогнозируется небольшое увеличение ставок", — говорят аналитики.

Отельеры торжествуют

Чемпионат мира по футболу стал главным драйвером развития гостиничного рынка Москвы в первом полугодии. Как рассказала "Интерфаксу" партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Усенко, отелям в центре города удалось нарастить выручку даже больше, чем они рассчитывали. В ряде гостиниц рост от продажи номеров составил 15-25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"Открытым остается вопрос, насколько безболезненным и коротким для рынка станет так называемый "переходный" период, когда участники чемпионата и болельщики разъедутся, а обычные для летнего периода клиенты еще не вернутся", — добавляет эксперт.

Под ЧМ-2018 были "заточены" и новые открытия. Большинство отелей, введенных в первом полугодии, "приаэропортовые": Ibis Domodedovo (152 номера), Holiday Inn Express Sherevemyevo (192 номера), а также DoubleTree by Hilton Vnukovo (432 номера).

К этому перечню можно добавить и самое свежее открытие — гостиницу Holiday Inn ExpressKhovrino на 171 номер (бывшая "Союз") в 10 км от Шереметьево, введенную в строй накануне ЧМ-2018.

На этом, похоже, рынок и "выдохнет". По словам М.Усенко, до конца года ожидается открытие лишь одного гостиничного проекта — Radisson Blu Olympic (379 номеров).

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: