Торговая недвижимость впадает в спячку

Гриценко Мария
Источник: Дометра
Источник фотографии

Торговая недвижимость намерена пережить кризис, не предпринимая решительных шагов ни по борьбе со стагнацией, ни по выходу из отрасли. Проекты, которые находятся на ранней стадии строительства, могут быть заморожены, однако никаких масштабных изменений на этом рынке эксперты не ожидают.

Торговая недвижимость намерена пережить кризис, не предпринимая никаких решительных шагов ни по борьбе со стагнацией, ни по выходу из активной предпринимательской деятельности. Проекты, которые находятся на ранней стадии строительства, могут быть заморожены, однако никаких масштабных изменений на этом рынке эксперты не ожидают.

В октябре многие издания опубликовали свои прогнозы по возможным изменениям, которые затронут сектор коммерческой недвижимости. В ходе публичных мероприятий (выставок, конференций и т.д.) эксперты обсуждали возможные пути развития сегмента торговой недвижимости в условиях финансового кризиса.

Из наиболее частых мнений можно вспомнить всеобщее ожидание падения потребительского спроса. Так, по прогнозам одного уважаемого издания, уже в октябре-ноябре покупательская способность жителей России, в частности Москвы и Санкт-Петербурга, должна снизиться, и магазины столкнутся с проблемой сбыта.

По прошествии месяца с момента дискуссии можно констатировать, что большая часть пессимистических прогнозов, к счастью, не оправдалась. Но и говорить о том, что торговая недвижимость переживает кризис без потерь, также нельзя. Проблемы, с которыми столкнулась отрасль, типичны для рынка недвижимости в целом – это отсутствие заемных средств, отток инвесторских капиталов за границу, рост ставок по кредитам (в том числе потребительским).

Эти трудности уже привели к тому, что многие девелоперы торговой недвижимости отказались от своих планов на ближайшие два года – программы строительства новых торговых центров были пересмотрены, а ТЦ, находящиеся на ранних стадиях строительства, заморожены «до лучших времен». Эти проблемы отрасли действительно не оригинальны и являются зеркальным отражением общих проблем, с которыми застройщики столкнулись осенью этого года. Но последствия и пути выхода из кризиса в случае с торговым сегментом могут выглядеть иначе.

Турецкая строительная корпорация Enka с начала октября собирается продать 18 московских супермаркетов «Рамстор», которые оцениваются максимум в 100-110 млн. долларов. Оставшиеся региональные «Рамсторы» будут закрыты после истечения договоров аренды.

Коррекции подверглась и анонсированная ранее программа расширения «Копейки» – планы по покупке ряда новых магазинов заморожены, хоть представители компании и утверждают, что 250 магазинов, о которых шла речь в рекламных анонсах, «Копейка» все же получит.

Не увидим мы и масштабных новаторских проектов от девелоперов торговой недвижимости. Так, компания Midland Development отложила на неопределенный срок программу строительства 11 торговых центров для автомобилистов под названием Strip Mall. Этот формат представляет собой вытянутый вдоль шоссе торговый центр с магазинами и сервисными пунктами и пользуется большой популярностью в США.

Эксперты ожидают небольшой коррекции рынка в части арендных ставок на торговую площадь – они должны стать ниже, чтобы привлечь большое количество арендаторов. Впрочем, по словам специалистов торговой сети ПРОСТО, тенденция по снидению ставок наблюдалась до середины 2008 года, и в связи с нестабильностью ситуации на сегодня сложно прогнозировать изменение ставок на рынке. Можно предположить, что управляющие ТЦ будут предлагать якорным арендаторам новую систему скидок и бонусов - чтобы привлечь максимальное количество известных и хорошо продаваемых брендов. Но основным направлением для работы антикризисных менеджеров должны стать тактика и стратегия продвижения на рынке.

Ни для кого не секрет, что некоторые ТЦ, открывающиеся в последнее время, не могли похвалиться продуманной рыночной стратегией. Завышенные ставки аренды, завышенные цены в магазинах-арендаторах, отсутствие продуманной рекламы и удобной планировки в самом ТЦ, несоответствие ассортимента в магазинах потребностям покупателей в конкретном районе – все эти недостатки «списывались» за счет высокого спроса на торговые площади и высокой покупательской активности.

Кризис же непременно повлечет за собой коррекцию покупательского спроса: потребители станут более внимательными к ценовой политике и системе скидок. Поэтому преимущества получат те управляющие компании, которые смогут правильно подобрать арендаторов. Вышесказанное справедливо и для торговых сетей: продуманность в выборе ТЦ и правильная конфигурация системы сезонных скидок и скидок для постоянных клиентов помогут пережить кризис без существенных проблем.

В целом, эксперты называют этот период проверочным для рынка: выиграют не самые активные, а самые последовательные и вдумчивые ритейлеры. Тем более, что говорить о реальном снижении покупательского спроса пока не приходится.

«Пока финансовый кризис не отразился на покупательской активности наших потребителей. А в самом начале кризиса (начало октября) мы отметили небольшой подъем покупательской активности в нескольких магазинах. С уверенностью могу сказать, что на сегодняшний день снижения темпов роста продаж в магазинах ПРОСТО не наблюдается», - комментирует Алексей Артамонов, директор департамента розничных продаж сети магазинов ПРОСТО.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: