![](http://img-news.ners.ru/news/e4/e470814c91093c7fff1f45c428927364.jpg)
Региональный департамент строительства отмечает прогрессивный рост объёмов построенного жилья по отношению к первому кварталу предыдущего 2013 года. По словам Светланы Жилкиной, директора Департамента строительства Ярославской области, прогнозы на конец года делать пока рано, однако есть все шансы на выполнение поставленных перед Департаментом задач. По отношению к аналогичному периоду прошлого года рост объёмов строительства в 1 квартале составил 243%: введено в эксплуатацию более 130 тыс. кв. м жилья, из них большую часть составляют индивидуальные жилые дома – 94,749 тыс. кв. м, доля многоквартирных жилых домов на порядок меньше – 35,348 тыс. кв. м.
Учитывая, что в прошлом году в области план строительства (479 тыс. кв. м жилья), также был незначительно, но перевыполнен, причем в введенном в эксплуатацию жилье заметно выросла доля жилья эконом-класса, малоэтажного строительства, рост объёмов строительства в Ярославской области можно считать устойчивым.
Впрочем, не все муниципальные образования стали «отличниками» в выполнении плана застройки, разработанного Министерством регионального развития РФ. Перевыполнить план удалось 12 лидерам в жилой застройке. Возглавляет рейтинг Брейтовский муниципальный район: здесь планы по строительству выполнены на 259%. На втором месте – Переславский муниципальный район: 244% выполнения плана. Со значительным отрывом на третьем месте оказался Первомайский муниципальный район с 161,8%. На четвертом и пятом местах – Тутаевский и Ярославский муниципальные районы, здесь планы перевыполнены в полтора раза (153,4% и 151,5% соответственно). Шестое место за Даниловским МР (143,7%), седьмое – за Большесельским МР (142%), на восьмом месте – Переславль-Залесский (130,7%), на девятом – Угличский МР (119%), на десятом – Пошехонский МР (116%), одиннадцатое место у Некрасовского МР (111%) и замыкает список лидеров Гаврилов-Ямской МР (105%).
Успех этих муниципальных образований в перевыполнении плана строительства Светлана Жилкина объясняет тесным взаимодействием представителей местной власти и застройщиков. Своевременное совместное решение вопросов и проблем, возникающих при строительстве (например, вопросов по подведению объектов к городским инфраструктурам) создало благоприятные условия для улучшения качества работы строителей и оперативного ввода к эксплуатацию жилых домов. Ведь по мнению председателя правительства Ярославской области Александра Князькова, основные трудности, возникающие у застройщиков, связаны именно с подключением к системам водоснабжения, электроснабжения.
Помимо «отличников» в областном строительстве есть и «троечники». И даже «двоечники». В некоторых районах Ярославской области темпы строительства оставляют желать лучшего, а планы систематически недовыполняются. В самом Ярославле до сих пор остаются недострои со времен кризиса. Есть проблемы и в Гаврилов-Яме, в Константиновском сельском поселении Тутаевского МР, Кузнечихинском сельском поселении Ярославского района и других местах.
На данный момент потенциальные инвесторы и застройщики могут выбирать участки для жилой застройки согласно действующей системе градостроительной документации. Ярославская область стала пионером в ЦФО, создав систему документов территориального планирования и зонирования региона. Однако на достигнутом Департамент строительства и правительство Ярославской области останавливаться не намерены: сейчас идёт работа по актуализации схемы территориального планирования Ярославской области. Какие перспективы ждут нас в результате совместной работы учёных из НПИ «ЭНКО» и правительства? Предлагается разделить регион на шесть макрозон по основным функциям: туристическая, рекреационная, аграрная, промышленная, сельскохозяйственная. Учёные выделили многофункциональную Ярославскую; туристско-рекреационную Ростовско-Переславскую зону; аграрную, туристско-рекреационную зону «Северное Заволжье»; аграрную Борисоглебско-Большесельскую зону; многоотраслевую, промышленную и туристическую Рыбинско-Угличскую; природоохранную, рекреационную и сельскохозяйственную Брейтовско-Некоузскую зону.
Деление региона на макрозоны условное, оно не подразумевает изменения территориальных границ муниципальных образований. Каждая из шести территорий объедини в себе несколько соседних муниципальных районов по схожести социально-экономических, климатических и других условий. В соответствии со спецификой каждой зоны будет выбран индивидуальный план развития, в том числе, более тщательно будет планироваться и жилая застройка в соответствии с потребностями и возможностями каждой из макрозон. Большие надежды возлагаются именно на проекты комплексного освоения территорий, в том числе и в отношении регионального центра. «Мы переходим от модели развития жилищного строительства внутри Ярославля, расширяем рамки города. Движение в сторону Тутаева обусловлено тем, что агломерация, которая сформировалась еще в 70-е годы прошлого века, будет развиваться», – отмечает Виктор Жучков, заместитель директора Департамента строительства.
Новый план зонирования региона будет согласован с муниципальными образованиями этим летом. А пока Департамент строительства подтверждает, что приоритетным в области по-прежнему является строительство жилья эконом-класса. По данным Ярославльстата, средняя стоимость строительства отдельно стоящих жилых домов квартирного типа в 2013 году по Ярославской области составила 34 180 рублей за один квадратный метр.
Максимальная средняя стоимость строительства одного квадратного метра общей площади многоквартирных жилых домов в Ярославле – 36 625 рублей, а минимальная стоимость одного квадратного метра была зафиксирована в Пошехонском муниципальном районе и составили 30 402 рубля.
Сейчас уже реализуются несколько проектов комплексного освоения территорий («Норские резиденции» в Ярославле, «Ярославское взморье» в с. Коприно, ЖК «Преображенский», «Зелёный квартал» в Ярославском муниципальном районе и другие); новые принципы зонирования, по прогнозам специалистов, позволят сохранить динамичные темпы застройки в Ярославской области и увеличить долю столь необходимого жилья эконом-класса.