Театр абсурда. Акт последний

Юлия Хопта
Источник фотографии

Завтра губернатор подпишет решение Смольного водрузить над Петербургом сооружение «Охта центра». Или, есть слабая надежда, не подпишет. Тогда культурная столица России добавит себе славу подмостков неоконченной пьесы в театре абсурда.

Недавнее разрешение комиссии по землепользованию и застройке соорудить в городе небоскрёб, четырехкратно превышающий предельно допустимые размеры, уже положило бесславный конец высотному регулированию в Петербурге. Простое голосование окончилось с результатом 11 к 3. Многие тысячи петербуржцев, которые наивно обсуждали новые ПЗЗ на общегородских публичных слушаниях, оказались участниками огромной массовки, призванной напустить побольше дыма и создать впечатление громоздких процедур для тех, кто хочет нарушить правила. Список «уважительных» причин для этого появился ниоткуда и открыл путь наверх любому застройщику. Нужно только заявить амбиции, заведомо несоразмерные участку. Мотивации простейшей: «хочу».

«Газпром» первым прошел этот путь, для него и проложенный, не встречая никаких препятствий. Теперь туман развеялся, и на сцене остался глава комиссии вице-губернатор Роман Филимонов, флегматично пожимающий плечами на любой протест: «Это только мнение».
Последним «всего лишь мнением какого-то фонда» оказалось заключение Института экономики города, авторов Градостроительного кодекса РФ, что для такого нарушения регламента нет ни единого законного основания. А никакие резоны и не нужны при голосовании по принципу «нравится-не нравится».

Так лихо придуманы наши местные законы и правила, что назначать публичные обсуждения можно хоть телефонным звонком, хоть на 32 мартобря, не моргнув глазом назвать все протесты одобрением, поскольку протокол слушаний - всего лишь рекомендация, которую даже читать не обязательно, не то чтобы исполнять. Зато можно ссылаться на эту нелепую бумажку. Процедуры напрочь лишены смыслового содержания.

Вопрос на комиссии по землепользованию в ленивом пересказе председателя звучал так: искажает ли башня историческую панораму города? Не иначе зампреда комиссии главного архитектора города Юрия Митюрева бес попутал в полном профессиональном беспамятстве ответить: «Да, не искажает». Он голосовал за этот абсурд и теперь по нормальной логике должен быть исключен из Союза архитекторов, сразу и официально отвергшего идею небоскрёба. Этот поступок лишает весь архитекторский цех остатков авторитета и отдает профессионалов на глумление заказчику. И Градсовет можно распустить за ненадобностью. И вернуть обратно жалкие пару этажей на новую биржу. И извиниться перед создателями крошки-Монблана. И смириться с позорным исключением города из списка Всемирного наследия.

Могучая кучка



Как и во времена библейского столпотворения, люди перестали понимать друг друга. Инициаторы водружения башни почему-то числят в союзниках всех, кто не пожелал участвовать в их лукавых опросах, а противников называют проплаченной кучкой отщепенцев из 30-60 человек. А между тем среди них не только Петербургский союз архитекторов, принявший резолюцию протеста на конференции, но и российский СА (решения VII съезда), и Международный (обращение XXIV Генеральной Ассамблеи в Турине к правительствам РФ и Петербурга), и ООН в лице ЮНЕСКО.
Нынешний президент МСА (это объединение 1,3 млн архитекторов из 124 стран) Луиза Кокс продолжает дело своего предшественника Гаэтана Сью, отчаянными письмами доводя «единодушный протест, выраженный уважаемыми международными и российскими организациями», до сведения президента Медведева, губернатора Матвиенко и главы «Газпрома» Миллера. Но они не понимают.

ЮНЕСКО официально предупреждает, что Петербургу грозит исключение из списка Всемирного наследия, как это недавно произошло с Дрезденом, хотя тому злополучный мост был действительно нужен. А Петербургу башня незачем. Директор Эрмитажа «отщепенец» Михаил Пиотровский, чтобы было совсем понятно, назвал проект «наглым». Ни бельмеса не понимают.
Всероссийское общество охраны памятников, творческая интеллигенция, студенты, «Живой город» и другие общественные движения - полгорода протестует на все лады, а им с высоты властной вертикали слышится привычный одобрямс.

Общественный оргкомитет, предвидя очередной фарс публичных слушаний по «Охта-центру», заблаговременно провел альтернативное обсуждение в доме архитекторов. В дискуссии приняли участие самые авторитетные специалисты, члены Градсовета и Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, деятели культуры, а также представители коалиции нескольких организаций противников одиозного проекта. Итоговый документ, направленный в Смольный, в профильные комитеты и министру культуры РФ, вполне доходчиво излагает все аргументы. Но там не понимают, ни устно, ни письменно. Художники уже пробовали объяснить плакатами и комиксами. Не получилось.

Из хулиганских побуждений



Любой ценой обратить на себя внимание, чтоб видно было из самых эмиратов – именно такую цель упрямо преследует «Газпром». Для эскапады выбрана именно культурная столица России, три века хранившая свой горизонтальный силуэт над Невой, что высоко оценено мировым сообществом. Всем очевидно, что это грубая градостроительная ошибка, экономическая бессмыслица (городу не нужен миллион кв. метров офисов) и акт политического эксгибиционизма.

Но своей геростратовой мотивации инициаторы проекта подчинили даже местные законы. Судьбоносные решения принимаются марионеточной комиссией за пять минут, без обсуждения. Так, не вдаваясь в детали, КЗЗ приняла заявку на повышение доминанты до 403 метров, а фоновой застройки до 76 (вместо законных 100 и 48 м). При этом все аргументы интересанта сводились к требованию «хочу небоскрёб», никак не предусмотренному статьей 40 Градкодекса РФ. Заявители вдруг обнаружили, что приобретенный участок неудобен для их хваленого проекта. Дрянь участок: места мало, реки вокруг, формой трапеция, а нужна пятиконечная звезда, которая никак не вписывается. И ограничений всяких полно: комплексная безопасность, водоохранная зона, археологическое наследие, зона регулирования застройки-2 да еще зоны подлетов аэродромов, не говоря уже о подземных коллекторах. Куда смотрели, выбирая такое барахло? Говорили же умные люди: не место тут вашей башне. Но по извращенной вавилонской логике именно непригодность участка и есть оправдание нарушения высотного регламента. В пример всем другим застройщикам.
Кстати, Юрий Митюрев мог бы запросто предложить любому первокурснику подвинуть именитых архитекторов и таки вписать звезду в трапецию, но за эту веревочку чиновника не дернули.

Минуй нас пуще всех печалей



Надутый газом символ бессилия нашей экономики через окно в Европу покажет, что Россия намерена оставаться сырьевым придатком и на старте посткарбоновой эры, как бы власти ни твердили: «нанотехнологии, инновации».

Забавно, что бескорыстным пропагандистам «Охта-центра» категорически запрещено использовать слово «небоскрёб», видимо, чтобы не подсказывать рифму авторам похабных частушек. А подчеркивать доблесть первопроходцев в превышении регламента – пожалуйста. Это сродни призыву похоронить всемирное наследие под непомерными новостройками. Еще циничнее звучат слова апологетов, что «Газпром» имеет на это право как государствообразующее предприятие.

В подростковом соревновании за размер достоинства с крошечным Катаром, которого и на глобусе-то не видно, выставляется на посмешище вся страна: на восьмой части суши не нашлось места для конторы газового монополиста. Только на месте археологических раскопок фортификационных сооружений шведских крепостей Ниеншанц (ХVII в.) и Ландскрона (XIII в.).

Домашний «спектакль марионеток» совпал по времени с заседанием Мирового нефтяного совета, который в этом году проходил в Петербурге. Речь на нем губернатора Матвиенко отражает стратегические амбиции власти, но ни планы создания международных товарно-сырьевой и газовой бирж, ни заявка национального комитета на проведение в Петербурге в 2014 году 21-го Мирового нефтяного конгресса не требуют искажения исторических панорам города. Нет нужды громоздить здесь наивный архитектурный образ извержения недр до самого неба.

Говорят, город выбран из лучших побуждений, чтобы одарить родину двух президентов золотым дождем налогов. Правда, благодеяние ценой таких жертв напоминает налоговый шантаж.
Все иллюзии демократии в Петербурге уже развеяны. Остается уповать только на царя-батюшку, сиречь президента-земляка нашего. Дмитрий Медведев по стечению обстоятельств в Великом Новгороде, на родине русской демократии, аккурат в пятницу проводил совместное заседание Госсовета по вопросам охраны культурного наследия. Возможно, за бодрыми реляциями губернатора Матвиенко о сохранении памятников в Петербурге была и последняя попытка посоветоваться по-государственному перед тем, как поставить свою подпись под уже заготовленным решением городского правительства. Но почему-то больше обнадеживает присутствие на том совете Михаила Пиотровского.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: