
О чем мечтает средний московский обыватель? Жить в собственном доме, на лоне природы, и в то же время – оставаться жителем мегаполиса со всеми его преимуществами. Увы, это невозможно. Зато возможен компромисс: жить почти в собственном доме, почти на лоне природы и при этом почти в столице. Более этого – это почти недорого. Речь идет о сравнительно новом для России явлении – таунхаусе.
Таунхаус (дословно – «дом в городе», англ.) – это гибрид городской квартиры и загородного дома. Обычно это комплекс малоэтажных коттеджей, которые совмещены друг с другом боковыми стенками и располагают собственными земельными участками размером 1-4 сотки.
Таунхаусы появились в средневековой Европе. Трудно поверить, но уже тогда горожане столкнулись с головной болью современных девелоперов – нехваткой места. Дело в том, что средневековые города были окружены крепостными стенами, и так как население постоянно росло, ему приходилось все теснее устраиваться внутри этих стен.
Так что в современной Европе таунхаус – традиционный тип жилья, он адресован бедному и среднему классу и отличается небольшими размерами и минималистичной архитектурой. В тех же странах, куда таунхаус приходит как новинка, он позиционируется как престижное, люксовое жилье. Так было в США в середине 19 века, так происходит в России сейчас.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении таунхаусы на российской земле – это не новое, а очень хорошо забытое старое. После Отечественной войны, когда нужно было быстро застраивать разрушенные города, этот тип жилья довольно активно использовался, хотя и в сильно адаптированном виде: в одну ячейку таунхауса селили две семьи, которые совместно пользовались лестницей. Но, несмотря на такую демократичность, в советских таунхаусах присутствовала и оригинальная архитектура, и даже утонченная эстетика.
«Второе пришествие» городского коттеджа в Россию началось 7 лет назад, когда компания МИЭЛЬ начала возводить первый поселок таунхаусов на Рублевке. Поначалу интерес к этому продукту был не очень высоким, но постепенно таунхаусы завоевывают рынок. На данный момент поселки строятся один за другим и распродаются вполне успешно.
Себестоимость поселка из таунхаусов существенно ниже, чем коттеджного поселка. Это достигается меньшими затратами на строительство и экономией земли, которую занимает поселок. Поэтому те же жилые метры в таунхаусе стоят в 2-3 раза меньше, чем в отдельном коттедже. Сниженными будут и расходы на эксплуатацию такой квартиры-дома. Первый этаж жилой секции традиционно занимает гостиная, кухня и подсобки, а жилые и рабочие помещения расположены на втором и третьем. Все уровни оснащены отдельными санузлами. На данный момент в Московской области существует уже около 50 подобных поселков.
Правда, Москва из-за острого дефицита площадок оказалось совершенно неподходящим местом для строительства «почти коттеджей», так что все подобные проекты возводятся только за городом или на совсем дальней периферии. С другой стороны, таунхаус – это все-таки городское жилье, рассчитанное на городской образ жизни. Строить тесные «скворечники» за 100 километров от МКАД, среди бескрайних полей – это попросту абсурдно. Хотя встречаются и такие примеры – но это чисто российское изобретение, обусловленное дороговизной подмосковной земли.