В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) ОЭСР.
Как показал опрос Tranio и Adam Smith Conferences*, число состоятельных россиян, имеющих счета в зарубежных банках и уведомивших о них российские налоговые органы, с тех пор увеличилось с 10 до 40 %.
Что это за документ?
Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией — это международный договор, обязывающий банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших соглашение, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам. Те, в свою очередь, передают собранные данные налоговым органам тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов.
К соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия). Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР.
По результатам опроса, те россияне, кто выводят капитал в юрисдикции, не участвующие в соглашении, чаще делают выбор в пользу Сингапура, который присоединится к соглашению в следующем году, но не будет обмениваться информацией с Россией, и США. Другие популярные ответы — Армения, Сербия и Черногория.
Как будут проверять статус нерезидента?
Нерезидент — тот, кто получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой. Поэтому в первую очередь при открытии счёта финансовые институты будут запрашивать адреса проживания и доставки почты и телефон (факс). Если возникнут сомнения, банк может проверить IP адрес, с которого используется интернет-банкинг, и резидентство лица, которому выдается доверенность на распоряжение счетом. Регулярный перевод денежных средств в другую юрисдикцию, скорее всего, вызовет подозрения, поэтому он также может войти в перечень проверки.
Какие счета попадут под обмен информацией?
Информация будет передаваться о:
- счетах физических лиц, которые являются налоговыми резидентами стран – участниц соглашения, их называют «подотчетными лицами»;
- корпоративных счетах компаний, фондов и трастов, если они контролируются одним или несколькими подотчетными лицами напрямую или через пассивную нефинансовую структуру (Passive Non-Financial Entity, NFE) — к ней относится любая организационно-правовая форма ведения бизнеса, в которой более 50 % дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).
Счета, которые представляют низкий уровень риска, выведены из-под отчета:
- пенсионные;
- срочного страхования жизни;
- условно-депозитные;
- счета юридических лиц, открытые до конца 2015 года (для стран «второй очереди» — 2016), остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года (однако и государство, и банк должны согласиться с условием не обмениваться информацией по таким счетам).
Какая информация станет доступна налоговым органам
По каждому подотчетному счету будут собираться и передаваться:
- сведения о контролирующем лице (полное имя, дата и место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН);
- номер счета или иной идентифицирующий признак (если счет не номерной);
- финансовая информация (валюта счета, текущий баланс, полученная выручка от активной коммерческой деятельности, полученная прибыль от пассивных инвестиционных операций);
- информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет.
Таким образом налоговые органы косвенно получат и информацию о зарубежных активах своих резидентов на основании данных по операциям на счетах.
Куда будет передана информация?
Информация о счёте активной иностранной компании (чей доход от пассивных источников не превышает 50 % от общего дохода) передаётся только в государство её резидентства, данные же о счете пассивной компании — как в страну её резидентства, так и в страны резидентства её бенефициаров.
К примеру, у зарегистрированной в Великобритании компании открыт счёт в банке БВО. Бенефициар компании — российский налоговый резидент. Если компания считается активной, то информация о её счетах будет передана только в налоговые органы Великобритании. Если банк квалифицировал компанию как пассивную нефинансовую структуру, то информацию о счетах компании получат как британские, так и российские налоговые органы.
Как считают банкиры, не более 50 % россиян, имеющих контролируемые иностранные компании (КИК), сообщают о них налоговым органам. Те, кто не хочет сообщать о своих КИК, чаще всего преобразовывают их в структуры без формальных критериев контроля или переводят компании на имена номинальных владельцев.
Когда начнет действовать соглашение?
В рамках обмена информацией выделяют два потока:
1. «первая очередь» стран («early adopters») приступает к обмену в 2017 году и передаёт информацию за 2016. К ним относятся большинство стран территориальной Европы: Кипр, Великобритания, Испания, Германия, Эстония.
2. страны «второй очереди» приступают к обмену в 2018 и передают данные за 2017 год. В эту группу входят Швейцария, ОАЭ, Сингапур, Панама, ряд островных государств и Россия.
На территории Евросоюза единый стандарт обмена информацией (Common Reporting Standard, CRS) был внедрён в виде поправок к директиве ЕС об административном сотрудничестве (EU Directive on Administrative Cooperation - DAC2). Страны, которые не входят в ЕС, должны подписать специальные двусторонние протоколы с другими участниками соглашения, внести необходимые изменения в законодательную базу и обеспечить технические условия для передачи информации.
К настоящему моменту заключено более 1 800 соглашений, большинство из них — между странами «первой очереди». В июле 2017 состоится очередной раунд переговоров, в ходе которого будет поднят вопрос о заключении соглашений с оставшимися юрисдикциями, в том числе и с Россией.
Как показал опрос, большинство тех, кто не хочет сообщать российским налоговым органам о своих зарубежных счетах, фактически меняют налоговое резидентство — это единственный законный способ не сообщать государству о своих зарубежных активах.
Таким образом, присоединение России к CRS кажется достаточно эффективной мерой в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Мы прогнозируем рост числа заявивших о своих иностранных счетах, особенно после того, как начнут действовать санкции против нарушителей. Наша рекомендация в новых условиях отказа от идеи банковской тайны — структурировать свою деятельность максимально корректно согласно требованиям регуляторов.
*В опросе приняли участие 60 прайвет-банкиров, работающих с владельцами крупных капиталов