По данным компании Falcongaze, наиболее популярной причиной для увольнений сотрудников в 2012 году стало нецелевое использование рабочего времени и интернета. Аналитики компании выяснили, что около 40% рабочего времени тратится на личные дела – главным образом, на интернет. Вместо работы сотрудники читают новостные ленты и светские хроники, совершают интернет-покупки, играют, болтают с друзьями, смотрят кино. Однако большую часть рабочего времени пожирают соцсети: 73% сотрудников проверяют свои странички в рабочее время с рабочих компьютеров.
Как это невинное увлечение выглядит в макроэкономических масштабах, наглядно демонстрирует ещё одно исследование, опубликованное в конце июня 2013 г. аудиторско-консалтинговой компанией ФБК. По их данным, активность россиян в соцсетях в рабочее время в 2012 году обошлась российской экономике в сумму от 281,7 млрд до 311,5 млрд рублей. Считали следующим образом: к концу прошедшего года число российских пользователей соцсетей достигло 51,8 млн человек. Каждый из них проводил в сетях в среднем 25,6 минуты в день, то есть 12,8 часа в месяц. Часть этого времени приходилась на рабочие часы. Таким образом, каждый активный в соцсетях работник потратил в соцсетях 53,1 часа рабочего времени.
Дороже всего обошлись России «Фейсбуки», «Твиттеры» и «Контакты» работников сферы финансов и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (67,9 млрд рублей), работников образования (39,8 млрд рублей), государственного управления и обеспечения военной безопасности и социального страхования (36,6 млрд рублей). Меньше всего расшатали экономику страны россияне, занятые сельским и лесным хозяйством (0,9 млрд рублей). Оно и понятно: в лесах и на полях не так часто встретишь компьютер, да ещё и подключенный к интернету.
Соцсети как рабочее место
Цифры впечатляющие, но однобокие. Для того чтобы картина стала объективной, аналитикам ФБК следовало бы выяснить: а сколько денег получила экономика страны тем же способом? К сожалению, подобного исследования пока нет. Между тем общение с клиентами, партнёрами и коллегами в соцсетях давно стало неотъемлемой частью работы сотрудников во многих компаниях. Например, специалисты по PR и рекламе продвигают в соцсетях свои товары и услуги, маркетологи проводят исследования, социологи используют соцсети для опросов, а HR-менеджеры ищут новых сотрудников и присматривают за уже имеющимися.
«Социальные сети для меня уже давно не место общения и развлечения – это место работы. И не только для меня: времена, когда соцсети предназначались только для контактов с друзьями и одноклассниками, далеко позади. Сегодня, по моим наблюдениям, тысячи людей используют социальные сети для деловых контактов и ведения бизнеса. Через социальные сети рекламируют, продают, находят клиентов... У меня, как у человека, проводящего свой рабочий день в социальных сетях, складывается ощущение, что все люди разделились на две категории: тех, кто продвигает свои услуги в соцсетях, и тех, кто эти услуги потребляет. То есть человек, выходящий в социальную сеть со своего рабочего места, может одновременно общаться в «личке» с клиентом, заказывать пиццу в офис, просматривать новости (все СМИ имеют свои страницы в соцсетях), искать другую работу, продавать и покупать всё, что продаётся и покупается», – рассказала блог-менеджер сайта JOB.RU Светлана ЯНЮШКИНА.
Сам себе компромат
JOB.RU уделяет много внимания продвижению своих страничек в социальных сетях. С их помощью многим людям удаётся найти работу или получить профессиональную консультацию специалиста – юриста, психолога, HR-менеджера. Однако в поиске работы соцсети могут не только помочь, но и помешать. Так, на нашей страничке «ВКонтакте» один из пользователей выложил объявление о поиске работы. Первый же ответ от HR-менеджера крупной компании был неожиданным: «Добрый день! Меня заинтересовало Ваше резюме, однако, посмотрев фотографии на вашей страничке «ВКонтакте», я решила, что Вы нам не подходите». Если вдуматься, в такой реакции нет ничего удивительного: большая часть фотографий данного соискателя была сделана на фоне застолий, украшенных большим количеством ёмкостей с алкоголем.
На откровенных фотографиях и записях в соцсетях погорели многие неосторожные сотрудники. Сразу две скандальные истории, ставшие достоянием широкой общественности, произошли в компании «Аэрофлот». В мае 2012 года стюардессу Екатерину СОЛОВЬЁВУ уволили за циничную запись в «Твиттере», сделанную после авиакатастрофы российского самолета в Индонезии.
А в январе нынешнего года некий юзер обнаружил на позапрошлогодней страничке «Твиттера» стюадрессы Татьяны КОЗЛЕНКО позапрошлогоднюю фотографию, на которой девушка делает неприличный жест за спиной пассажиров, сидящих в самолёте. Девушку также уволили.
Ещё один скандал случился год назад в Сбербанке. Блог-менеджер Сбербанка Екатерина ЛОБАНОВА была уволена за неудачную шутку, вывешенную на официальной страничке Сбербанка всё в том же «Твиттере» и на «Фейсбуке»: «Народный лайфхак: если на стене мелом написать «Сбербанк», у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Кто пробовал?». Пост собрал множество лайков и репостов. Однако не родился ещё тот человек, которому дано безвозмездно шутить над российскими пенсионерами. Союз пенсионеров России выдал руководству банка ноту протеста, и барышню уволили.
А иногда сотрудники «палятся» просто по-глупому. «У нас в компании было несколько совершенно дурацких случаев. Сначала начальник обнаружил в «Одноклассниках» только что вышедшей с больничного секретарши фотки с отдыха в Греции. Ещё один гений, тоже «ВКонтактике», прошёлся по кривым ногам нашего финансового директора и по её манере одеваться. Все они были уволены. Вот поэтому я предпочитаю «Фейсбук», где можно разделять записи на «видно только друзьям» и «видно всем»», – делится опытом маркетинг-директор крупной фармацевтической компании Нина БУТАЕВА.
Некоторые и вовсе предпочитают иметь в соцсетях по две странички: одну – под реальным именем, для коллег и начальства; другую – под вымышленным, для своих. «Я часто езжу на ролевые игры, – говорит юрист Анна ПЕТРЕНКО. – Не думаю, что моим клиентам стоит видеть, как я бегаю по лесу с эльфийскими ушами или гномьей бородой. Поэтому для «ролевых» друзей у меня отдельная страница».
Под запретом
Запрет на соцсети бывает двух видов: некоторым госслужащим, сотрудникам определённых ведомств, силовых структур и прочим секретным гражданам, по слухам, вообще нельзя «светиться» в соцсетях. Их могут уволить просто за наличие аккаунта в любой соцсети.
Однако чаще всего начальство просто запрещает сотрудникам зависать в соцсетях в рабочее время. А для надёжности – блокирует доступ к этим сайтам с рабочих компьютеров. Несколько лет назад такая проблема решалась просто: сайтов-«хамелеонов», с помощью которых можно замаскировать выход на нужный сайт, во всемирной паутине было предостаточно. Беда в том, что грузились эти сайты крайне медленно. Так что времени на соцсети тратилось раза в два больше, чем обычно.
Сегодня, с появлением доступного мобильного интернета, планшетов и смартфонов в «хамелеонах» нужда отпала. «Заблокировали «Фейсбук» на рабочем компе – это их проблемы. Пришло сообщение – телефон просигналил. Зашла в туалет и вышла в сеть с телефона. Правда, иногда, когда случается бурная переписка с кем-то, в туалет приходится бегать слишком часто – ну так камер там нет, мало ли что со мной! Конечно, времени на такую беготню уходит гораздо больше, чем при переписке с рабочего компа», – рассказывает редактор Юлия ЯКОВЛЕВА.
Так что запрет и блокировка теперь – не выход. Оптимальный вариант для работодателя – доверять своим сотрудникам. В конце концов, какая разница: заглядывает ли сотрудник в свою почту «В Контакте» или нет? Главное, чтобы работа была сделана хорошо и вовремя.