
Понятие «социально ответственный застройщик» стало появляться в России относительно недавно, можно сказать, только сейчас. Однако примеры подобного подхода уже встречаются на рынке столичной недвижимости. Что такое «социально ответственный девелопмент» и кто из застройщиков «исповедует» его принципы, узнал Urbanus.ru.
Разбираемся в терминах
Если заглянуть в словарь, то можно выяснить, что социально ответственный бизнес – это бизнес, который в полной мере осознает важность своего вклада в решение задач социального развития и экологической безопасности, а также стремится к максимальной эффективности и оптимизации позитивного воздействия на общество.
Несмотря на то, что смысл данной концепции во многих случаях воспринимается очень субъективно, можно выделить несколько основных характеристик социально ответственного бизнеса. Во-первых, компании необходимо вести подобную политику на всех уровнях деятельности. Во-вторых, ответственность начинается с качества продукции, вне зависимости от того, что производит коммерческая организация – строит дома или шьет, к примеру, одежду.
В строительной отрасли примерами социально ответственного подхода можно считать создание в рамках проектов обширной социальной инфраструктуры, завершение объектов за обанкротившимися компаниями и мошенниками, благотворительные акции, строительство социального жилья, жилья для военных. По словам Марины Концевой, PR-директора Финансово-строительной корпорации «Лидер», для застройщика социально ответственные проекты – хороший способ заявить о себе «на всех фронтах»: как в местных и специализированных СМИ, в том числе официальных, так и на мероприятиях и в рекламе.
Что на практике?
Любая коммерческая деятельность чувствительна к общественному мнению, рынок недвижимости не является исключением. Сегодня застройщику важно, что говорят его клиенты не только до сделки, но и после нее, становясь впоследствии жителями построенных комплексов. Будет ли поблизости детский садик и школа, какие имеются возможности для дополнительного развития ребенка, есть ли рядом спортивный комплекс – все это волнует покупателей уже на стадии заключения сделки.
По словам Сергея Лядова, пресс-секретаря девелоперской компании «Сити-XXI век», девелопер сознательно берет на себя обязательства, выходящие за рамки градостроительных требований. «Помимо того, что это просто доброе и полезное дело и проекты, за которые не стыдно, безусловно, такие меры повышают привлекательность продукта на рынке», - говорит Сергей Лядов. При этом источники финансирования социальной инфраструктуры в проектах могут быть разными, соответственно, уровень дополнительных издержек не является во всех случаях одинаковым. По оценке специалистов, рост себестоимости строительства не превышает 15%, но эти затраты не отражаются на стоимости жилья.
Кроме того, требования к застройщикам с точки зрения инфраструктурных обременений пока никто не отменял. Когда девелопер приходит реализовывать свой проект, вне зависимости от того, какие у него отношения с местной администрацией, его нагружают «по полной программе», добавляет Олеся Кошкина, директор по маркетингу TEKTA Group. В рамках общих затрат на строительство жилого комплекса финансовые вложения в создание объектов социальной инфраструктуры относительно не велики, но при этом отдача от них, действительно, ощутима, считают в компании «МИЦ». Как утверждает Сергей Хорошков, генеральный директор МИЦ-Девелопмент, реализация проекта с продуманной концепцией, благоустроенной территорией, развитой социальной инфраструктурой дает застройщику и экономические, и репутационные преимущества. Жилье становится более конкурентоспособным, что, в свою очередь, существенно влияет на темпы продаж, а также формирует положительный имидж застройщика в глазах клиентов и девелоперского сообщества.
Дольщикам в помощь
Сегодня покупатели не желают приобретать просто жилую «коробку» и подходят к выбору недвижимости комплексно. Однако такой придирчивости могут позавидовать те соинвесторы, которые годами ждут обещанных квартир. Многие не понаслышке знают, что в настоящий момент проблема обманутых дольщиков приобрела массовый характер. Представители Финансово-строительной корпорации «Лидер» также хорошо знакомы с этой проблемой - компания достраивала несколько объектов за обанкротившимися застройщиками.
Например, проект «Балашиха-Сити»: покупатели квартир смогли въехать сюда только после того, как объект долгостроя передали ФСК «Лидер». «Компания, которая действительно не справилась с данным проектом, отнеслась к сложившейся ситуации серьезно, и передала его нам. Также администрация Балашихи, руководство Московской области достаточно лояльно отнеслись к нашей инициативе – мы подписали достаточно льготный инвестконтракт на строительство второй очереди, которая компенсировала те затраты, которые мы понесли на дострое первой очереди, где расселено более 700 обманутых дольщиков», - комментирует Владимир Воронин, президент ФСК «Лидер». При этом инвестиции в проект составили порядка 2 млрд. рублей.
По его словам, перемены разительны – в настоящий момент в этом доме живут люди: и обманутые вкладчики, и новые жильцы получили квартиры. В «Балашиха-Сити» уже сделано более 100 ремонтов квартир, где проживают семьи.
Еще один пример, который можно привести, связан с работой ГК ПИК - в Мытищах 328 семей, обманутых недобросовестными застройщиками, получили ключи от долгожданных квартир. Когда-то дольщики вложили средства в приобретение квартиры у недобросовестного товарищества «Социальная инициатива и компания», которое осуществляло двойные и тройные продажи несуществующего в реальности дома. После этого обманутые дольщики ждали дома долгих 9 лет. Благодаря Группе Компаний ПИК, которая взяла на себя обязательства по строительству дома для обманутых семей, соинвесторы, наконец-то, получили свои квартиры.
Дома по адресам 2-я ул. Бухвостова, вл. 7, и ул. Пресненский Вал, вл. 16, стр. 3, недостроенные когда-то фирмой «Мастерок», были переданы инвестиционно-строительной компании «М.О.Р.Е.-Плаза». Проблема состояла в том, что фирмой «Мастерок» не были получены все необходимые разрешения, и проектная документация не была по-настоящему разработана. В городе Пушкино Московской области компания «Принед-Союз» достраивает новостройки после сдавшей свои позиции корпорации «Славяне». Подобных примеров в целом, как по Москве, Московской области, так и по всей России огромное количество.
В чем же заинтересованность застройщика при работе над такими непростыми проектами? Марина Концевая объясняет, что главное преимущество – это возможность получения новых площадок под застройку в счет компенсации расходов на решение проблем обманутых дольщиков. «Достроив корпуса №3 и №4 в бывшем ЖК "Солнцеград" и переселив в построенные дома более 700 обманутых дольщиков, "Лидер" получил права на застройку микрорайона "Новое Измайлово". Впрочем, в инвестконтракте по этому объекту за "Лидером", как и в других проектах, остается строительство инженерных сетей, социальной инфраструктуры, выделение доли Администрации в квартирах», - говорит Концевая.
Кроме того, социально ответственный девелопмент позволяет наладить хорошие отношения практически со всеми органами местной и региональной власти. В дальнейшем такое понимание на уровне исполнителей и положительная репутация дают возможность сэкономить недели и месяцы (что эквивалентно десяткам и сотням миллионов рублей прибыли) на прохождении всех согласований проекта, получении разрешительной документации, добавляют в компании ФСК «Лидер».
«Не стоит забывать и о "микроклимате" внутри компании. Участие в подобных проектах приводит к тому, что сотрудники начинают более ответственно и заинтересованно относиться к выполняемым обязанностям, стараясь соответствовать задачам и имиджу компании. Ведь всегда приятно осознавать, что делаешь что-то особенное и важное для людей, то, что ценится обществом», - добавляет Марина Концевая.
Тем не менее, проблема обманутых дольщиков в Москве и других регионах решается достаточно сложно, а такие положительные примеры пока, к сожалению, остаются в меньшинстве. По мнению адвоката Олега Сухова, процесс тормозит то, что прибыльность от «достроя» хотя и имеется, но значительно ниже обычной. Выручка застройщика зачастую составляет от 100% до 300%. А если заканчивать работу за другой компанией, то заработать удастся от силы от 5% до 50%, а иногда и вовсе отработать «вхолостую». Поэтому участники строительного рынка берутся за подобные проекты не слишком охотно. Кроме того, в Москве и Московской области, ввиду более высоких цен на недвижимость, разрыв в доходе при строительстве здания с нуля и за дострой становится более ощутимым, чем в других регионах. Так что такой бизнес и вправду можно назвать социальным.
Про благотворительную деятельность девелоперы, как правило, говорят очень неохотно. Но есть абсолютно достоверная информация, что многие игроки рынка уделяют этому вопросу пристальное внимание: финансируют строительство, восстановление и благоустройство храмов, поддерживают детские дома и школы-интернат, спонсируют творческие проекты. Во время стихийных бедствий в Крымске известные топ-менеджеры также оказывали материальную поддержку пострадавшим, кто-то отправился помогать лично в качестве волонтеров.
Социально ответственный подход застройщиков, безусловно, говорит о новом, более цивилизованном этапе развития строительной отрасли. Хотя девелопер сознательно берет на себя обязательства, выходящие за рамки градостроительных требований, для простого покупателя – это, зачастую, просто плод доброго дела. Разумеется, создание развернутой инфраструктуры, строительство объектов для обманутых дольщиков, благотворительность повышают репутацию компании. Но, как уже было сказано, выручка застройщика от подобной деятельности несоизмеримо ниже, чем от обычных коммерческих проектов. Поэтому можно сказать, что социально ответственный девелопмент отличает сегодня дальновидные компании, занимающиеся бизнесом с учетом долгосрочной перспективы и дорожащих своей репутацией.
Фото: vashdom.ru