
Подписав с владельцем квартиры все документы и въехав в жилище, мы вступаем в самый длительный период нашей «арендной эпопеи» — собственно проживание. Основные хлопоты и волнения позади, но, как говорят знающие люди, совсем расслабляться не стоит: предстоит выстроить и потом поддерживать нормальные отношения с хозяином и прочим окружающим миром.
«На гарантии»
О гарантийном сроке на различные товары слышали все. При обнаружении у покупки каких-либо дефектов продавец обязан либо возвратить деньги, либо обменять вещь на аналогичную, но надлежащего качества. С арендуемой недвижимостью, конечно, никаких документальных гарантий такого рода быть не может, но на уровне межчеловеческом… Скажем, при осмотре квартиры вы не заметили какой-то дефект, а потом он «вылез». Чем быстрее вы сообщите о его существовании, тем меньше вероятность, что хозяин станет обвинять вас во вредительстве. А может, и согласится за свой счет исправить недостаток.
Скажем, семья сняла квартиру — со всех точек зрения симпатичную. Но наступили холода, и выяснилось, что теплоизоляция не очень — хотя лоджия застеклена, в рамах множество щелей. Кроме того, очень холодным оказался линолеумный пол на кухне. Поговорили с хозяином, и он, понимая, что дефекты действительно серьезные и без их устранения нормальных арендаторов все равно не найти, согласился остекление поменять, а на кухню купил шикарный толстенный ковролин. И все за свой счет.
Соседи и прочие
Все люди разные — с этой «свежей» мыслью вряд ли кто станет спорить. Среди окружения на новом месте тоже могут оказаться совершенно разные персонажи. Например, мающиеся от безделья «бдительные» старушки — по моим наблюдениям, больше всего их в домах старых советских ЖСК. Там все друг друга знают, и общая обстановка сильно напоминает коммуналку: хоть у каждого отдельная квартира, некоторые соседи считают себя вправе постоянно припираться (другого слова, увы, не подберешь) в гости и донимать разговорами. Также в число весьма назойливых визитеров могут войти всякие старшие по подъезду, участковые милиционеры и т.п.
Понятно, чтобы отвадить всю эту публику, нужны умение и такт. А милиционер вообще представитель власти… Так что позволим себе лишь один совет: лучше всего с самого начала поддерживать с окружающими необходимую дистанцию. С примелькавшимися в подъезде лицами здороваться (иначе получается как-то совсем невежливо), но в разговоры не вступать, ссылаясь на спешные дела. Дверь не открывать — нет вас дома… Как показывает практика, этого обычно оказывается достаточно, чтобы граждане, страдающие от избытка досуга, отправились на поиски других «жертв».
Ну а если нормального человеческого общения хочется вам? Не вопрос, ищите себе компанию. Только лучше, чтобы приятели проживали от вас километрах в десяти: тогда в случае чего не будет проблемой контакты прекратить.
Не прячьте ваши денежки…
О двойственном статусе арендуемой квартиры мы уже говорили. С одной стороны, это ваше жилье, вы ежемесячно платите за него немалые деньги. С другой — недвижимость остается имуществом своего владельца (вашего арендодателя). В частности, он наверняка сохранит у себя ключи от входной двери, а значит, возможность войти в дом когда угодно.
Понятно, что это право мы постараемся ограничить — пускай приходит нечасто и в согласованные часы. Но то, что человек согласился на что-то и даже какое-то время действительно поступал именно так, вовсе не означает, что он будет поступать так всегда. Красные флажки безотказно действуют только на волков, а люди — они посообразительнее будут… Иными словами, не стоит хранить в съемной квартире слишком большие ценности. Известны случаи, когда человек, снимавший жилье, одновременно копил деньги на покупку собственного. Когда сумма собиралась немалая, средства вдруг пропали. Хозяин, естественно, заявил, что знать ничего не знает и ведать не ведает. Так что лучшее место для хранения действительно серьезных ценностей — банковская ячейка или квартира родственников, которым вы доверяете.
Цена: что делать с ней?
Как известно, большинство людей, снимающих квартиры в Москве, предпочитают длительный срок. Арендодатель обычно не возражает (ему тоже неплохо получать стабильный доход, причем от людей, которых он худо-бедно изучил). Но сразу возникает вопрос: как быть со ставкой? За несколько лет рыночные цены наверняка изменятся — как их определять? Чаще всего в договоре стоимость фиксируется на год — это общепринятая практика, а о дальнейшем пишется что-то вроде «будет установлена по соглашению сторон». Если к наступлению часа Х у вас с арендодателем окажется по данному вопросу единодушие — прекрасно, а если нет? На этот счет существует простой прием. Вместе с хозяином берем телефон и несколько объявлений от риелторских фирм, занимающихся арендой. Звоним и говорим, что мы владельцы такой-то квартиры (следует описание) и подумываем ее сдать — не подскажете ли, сколько это сейчас стоит? Три-четыре звонка — и можно довольно четко установить нынешний уровень цен.
Если истекший год был беспроблемным (квартира в порядке, деньги вы вносили без задержек и т.п.), можно смело просить скидку в 1-3 тысячи от установленной суммы. Объясните хозяину, что поиск новых жильцов займет время — а это вполне ощутимые финансовые проблемы. И еще неизвестно, кого он найдет — может, башибузук какой попадется, с которым проблем не оберешься… На вменяемого человека эти аргументы действуют безотказно.
И отношения с арендодателем
Вообще-то почти все вышесказанное как раз и относится к отношениям с хозяином — поэтому лишь несколько дополнительных штрихов. Договоренности, зафиксированные в договоре, должны безукоризненно соблюдаться. За этим строго следим, не позволяя никаких нарушений. Всякие попытки сблизиться (в расчете на то, что собственник «по-дружески» сбросит цену) обычно заканчиваются тем, что недовольными оказываются обе стороны. Аренда — коммерческая сделка, и привносить в нее что-то личное совсем ни к чему. Это как служебный роман, который чаще всего приносит куда больше проблем, чем радости.
Источник фото: www.wordpress.com