5-6 апреля в г. Анапе состоялась Конференция риэлторов юга России, собравшая более 450 ведущих специалистов рынка недвижимости этого региона.
В конференции также приняли участие представители Российской Гильдии Риэлторов. В ходе Конференции обсуждались актуальные вопросы, стоящие перед участниками рынка и, в том числе, обсуждались проблемы сертификации риэлторских компаний, что становится особенно актуальным в свете предстоящего
принятия закона о саморегулируемых организациях.
Ниже приводится текст выступления Вице-президента Российской Гильдии Риэлторов, почетного члена Российской Гильдии Риэлторов, генерального директора, Президента ЗАО Русское агентство недвижимости САВА Апрелева Константина Николаевича. Тема выступления Система сертификации, как инструмент перехода к саморегулированию на рынке недвижимости.
Выступление вызвало активное обсуждение предложенной темы среди участников конференции и стало одним из наиболее ярких событий мероприятия в целом.
Думаю, что профессионалам рынка недвижимости, будет интересно ознакомиться с предложенным материалом и сформировать собственное мнение о системе сертификации на рынке недвижимости, а также поможет ответить на существующие вопросы.
__________________________________________________________
апрель 2007 год
выступление К.Н. Апрелева
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРЕХОДА К САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ
/. Новые вызовы профессионалам на рынке недвижимости
> Снижение имиджа профессии и недобросовестная конкуренция.
> Высокая зависимость от исполнителей, текучесть кадров и низкая квалификация.
> Увеличение затрат на поддержание и развитие бизнеса.
> Возрастание конкуренции предпринимательских рисков для владельцев компаний.
> Сохранение непрозрачности бизнеса, увеличение его уязвимости и снижение
устойчивости.
//. Существующие элементы регулирования
> Кодекс этики, как библия для профессионала, независимо от состояния и
перспектив развития законотворчества.
> Система разрешения споров.
> Единые процедуры совершения совместных сделок.
> Стандартизация требований к образованию.
> Унификация отношений с потребителями (система взаиморасчетов, эксклюзивные договоры).
III Сертификация как продукт необходимый рынку недвижимости
Для потребителя
• Простые критерии и обоснованность выбора качественной услуги
• Гарантированное возмещение ущерба
• Быстрота разрешения споров и рассмотрение претензий
Для ассоциаций
• Повышение авторитета и влияния в регионе
• Влияние на формирование профессиональных стандартов
• Расширение контактов с органами власти, общественностью и СМИ
• Утверждение профессии и требований к квалификации
Для агентства
• Получение конкурентных преимуществ в рекламе и маркетинге услуг
• Повышение уровня квалификации специалиста
• Повышение прозрачности и управляемости бизнеса
• Эффективная система разрешения споров
Для специалиста
• Рост значимости и престижа профессии
• Наличие системы повышения квалификации
• Развитие профессиональных стандартов
• Упрощение переговорных процедур и договорных отношений
IV. Система добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости в России, как инструмент перехода к саморегулированию.
> Принятие стандартов профессиональной деятельности:
требования к квалификации специалистов, включая образование и опыт
работы (знания и умения);
требования к договорам на оказание услуг.
> Создание комитетов по разрешению споров и защиты прав потребителей - как
системы досудебного разрешения споров, обеспечивающей обратную связь с
потребителями услуги.
> Осуществление обязательного страхования профессиональной ответственности и
утверждения требований к договорам и правилам страхования.
> Построение дифференцированной межрегиональной системы контроля за
качеством услуг и реализация принципов разделения функций между
федеральными, региональными и муниципальными объединениями.
V. Саморегулирование
1. Саморегулируемые организации.
Негосударственные некоммерческие организации, построенные на принципах саморегулирования, объединяющие на добровольной основе профессионалов или субъектов предпринимательской деятельности.
2. Саморегулируемые организации, ограничивающие доступ к профессии.
Негосударственные некоммерческие организации, построенные на принципах саморегулирования, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности и обеспечивающие эффективное регулирование предпринимательской деятельности посредством ограничения доступа к профессии.
Доступ к профессии - возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, реализуя услуги потребителю, в конкретной сфере профессиональной деятельности на возмездной основе.
3. Необходимые добровольные ограничения.
• Кодекс этики и стандарты практики.
• Механизм досудебного разрешения споров.
• Система гарантированного возмещения ущерба.
• Система общественного контроля за органами управления.
• Инструменты, обеспечивающие мониторинг качества услуг членов.
• Разделение управленческих и исполнительских функций.
4. Возможные преимущества.
• Исключение недобросовестной конкуренции.
• Получение эффективного механизма досудебного разрешения споров.
• Создание коллективного мульти-бренда, значимого для потребителя.
• Право проведения экспертизы нормативных актов и участие в разработке
законопроектов.
• Право защиты интересов третьих лиц в судах.
• Возможность отнесения взносов, уплачиваемых членами, на себестоимость.
5.Обязательные требования к саморегулируемому объединению.
• Эффективная управляемость. Разделение управленческих и исполнительских
функций. Демократичность построения организации, обязательная ротация органов управления.
• Прозрачность. Наличие наблюдательного совета в составе органов управления. Открытость решений, принимаемых в объединении, для общественности.
• Транспарентность. Наличие кодекса этики и стандартов практики, учитывающих интересы потребителей и смежных участников этого рынка, обязательных для выполнения всеми членами.
• Квалифицированность. Единство требований к образованию и квалификации.
• Актуальность стандартов. Наличие процедур, обеспечивающих актуальность
стандартов и инструментов контроля за их соблюдением.
• Корректность к потребителям. Эффективные инструменты и процедуры защиты
прав потребителей и участников этого рынка, обязательные для исполнения
членами (система досудебного разрешения споров).
• Защищенность потребителя. Система гарантированного возмещения ущерба
потребителям и участникам этого рынка (обязательное страхование
профессиональной ответственности или субсидиарная ответственность).
VI. Понятие профессии Брокер по недвижимости, Помощника Брокера (Агента) по недвижимости.
Специалист по недвижимости - Помощник Брокера/Агент —
физическое лицо, работник или индивидуальный предприниматель, выполняющий действия по оказанию услуг при совершении операций на рынке недвижимости, прошедший обучение и аттестацию в соответствии с Национальным стандартом «Риэлторская деятельность. Услуги брокерские на рынке недвижимости. Общие требования к квалификации Брокер по недвижимости» и действующий под руководством брокера в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений с работодателем.
Квалификационные требования к профессии Помощник Брокера/Агент:
Образование не ниже средне-специального. Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года в аккредитованных учебных центрах в рамках «Системы добровольной Сертификации» на рынке недвижимости. При прерывании профессионального трудового стажа на срок более 1 года - аттестация при возобновлении деятельности»
Специалист по недвижимости - Брокер — физическое лицо, работник или индивидуальный предприниматель, осуществляющий действия по организации продаж услуг на рынке недвижимости с возможностью получения права подписи на договорах с клиентами и/или выполняющий административные функции в отношении подчиненных работников, прошедших аттестацию в установленном порядке в соответствии с Национальным стандартом «Риэлторская деятельность. Услуги брокерские на рынке недвижимости. Общие требования к квалификации Брокер по недвижимости» и действующий в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений с работодателем.
Квалификационные требования к профессии Брокер:
Высшее образование. Опыт практической риэлторской и управленческой деятельности не менее 2-х лет. Повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года в года в аккредитованных учебных центрах в рамках «Системы добровольной Сертификации» на рынке недвижимости.
VII. Инструменты доступа к профессии.
1. Устоявшееся понятие Профессии. Брокер и Помощник Брокера/Агент по
недвижимости. Наличие стандартов образования и требований к подтверждению
квалификации Брокера по недвижимости и Помощника Брокера по недвижимости.
2. Членство, как процедура, обеспечивающая доступ к профессии и право на возмездное
оказание услуг на рынке недвижимости.
3. Инструменты мониторинга и контроля процесса выполнения профессионалами Кодекса
этики и Стандартов Практики. Обязательное страхование профессиональной
ответственности.
4. Демократичность организации в области реализации прав членов на управление
организацией и участие в принятии решений. Отсутствие необоснованных ограничений
прав членов.
5. Исключение из членов. Лишение права на профессию.
VIII. Преимущества и риски выбора сценария развития системы регулирования брокерской деятельности на рынке недвижимости.
Путь I
Эволюция
Добровольная сертификация и эволюционное развитие саморегулирования на рынке
недвижимости
Путь II
Революция
Законодательный переход к саморегулированию и ограничению доступа к профессии.
Путь III
Реванш
Содействие возврату к государственному лицензированию, выстроив прозрачные условия
и принципы лицензирования.
IX. Среднесрочные задачи национального объединения на рынке недвижимости для развития системы саморегулирования и регулирования доступа к профессии.
1. Оценка рисков и вероятности развития иных сценариев регулирования.
2. Определение целевых групп и разработка программы поддержки предлагаемых
изменений.
3. Оценка бюджета по реализации проекта.
4. Создание единого стандарта образования и требований к квалификации Брокера и Помощника Брокера/Агента по недвижимости, сертификация учебных центров и их программ.
5. Утверждение однозначного толкования принципов доступа к профессии Брокера и Помощника Брокера/Агента по недвижимости.
6. Объединение брендов членства и сертификации через 100% сертификацию членов.
7. Переход к трехуровневой организации членства (Муниципальный, Территориальный, Национальный).
8. Разработка и утверждение стандарта требований к муниципальным и региональным объединениям с учетом требований к саморегулируемым объединениям.
9. Разделение бремени рисковых расходов на образование и рекламу между Брокерами и Помощниками брокеров/Агентами с переходом к предпринимательству.
10. Разработка стандарта профессиональной деятельности Брокера и Помощника
Брокера/Агента по недвижимости (внесение в реестр специальностей).
11. Разработка системы услуг, направленных на Брокеров и Помощников Брокеров/Агентов по недвижимости в рамках их членства в национальном объединении.
12. Организация учебных программ и семинаров по развитию системы
саморегулирования.
13. Подготовка законодательной инициативы по допуску к профессии Брокера и
Помощника Брокера/Агентов по недвижимости.
14. Ревизия и переработка нормативных и уставных документов Национального
объединения (РГР) и других профессиональных муниципальных и региональных
объединений, направленных на обеспечение транспарентности и актуальности
стандартов деятельности объединения.
15. Создание возможностей для развития в рамках Национального объединения (РГР) - «как зонтичной организации» инструментов становления других смежных на рынке недвижимости профессий (управляющие недвижимостью, девелоперы, инвесторы, консультанты, аналитики, преподаватели, профессиональные администраторы (штат ассоциаций)) на правах профессий, входящих в Национальное объединение, регулирующее все сферы профессиональной деятельности на рынке недвижимости.
X. Сферы влияния, инструменты и риски, существенно влияющие на возможность
реализации проекта по переходу к саморегулированию на рынке недвижимости
Законодательная, исполнительная и судебная власть
Население и потребители, СМИ
Профессионалы, Брокеры и Помощники Брокеров/Агенты по недвижимости
Страховые компании и Банки
Представители гражданского общества (надзорный орган)
XI. Вопросы для размышления
Как избежать бюрократизации системы, ограничивающей доступ к профессии?
Как обеспечить эффективный контроль качества услуг в муниципальных образованиях и
регионах, где нет Национального объединения?
Как избежать злоупотреблений, особенно в слаборазвитых организациях?
Как избежать вмешательства в жизнь ассоциации, Наблюдательного совета?
Как избежать членства криминальных компаний?
