Шаг в неизвестность

Анна Глуховская
Источник: Деловая неделя
Источник фотографии

Развитие новых направлений деятельности - всегда шаг в неизвестность, схожий с игрой в русскую рулетку. Никогда нельзя точно спрогнозировать, выстрелит проект или сработает вхолостую, став непосильной ношей для преуспевающего предпринимателя. Тем не менее, сегодня многие отважные «путешественники» бороздят неизведанные просторы других бизнесов, более рискуя потерять, нежели сохранить и приумножить.

Тенденция, однако…

Эта тема посвящена не тому, как зарабатывать, а скорее искусству грамотно тратить деньги. Западные аналитики скептически относятся к своеобразному пониманию российскими предпринимателями термина «диверсификация» как к желанию объять необъятное и достичь успеха сразу в нескольких несвязанных между собой бизнесах. Например, вчера компания торговала стройматериалами, сегодня открыла пару магазинов, ресторан и уже замахивается на возведение крупного загородного отеля.
В то время как во всем мире наблюдается тенденция к выделению непрофильных активов, организации самостоятельных подразделений-дивизионов, сужению специализации, многие отечественные предприниматели, напротив, превращаются в «многостаночников».

Тяга к неизведанному

Особенно «урожайным» в этом плане стал последний год. Причин тому несколько. Ожидание глобальных потрясений и сбывшиеся предчувствия, лихорадка в банковском секторе и «родной» отрасли заставляет предпринимателей активно «раскладывать яйца по разным корзинам», чтобы если уж не обыграть кризис, то попытаться сохранить уровень прибыли.
Вторая основная причина - пробуждение интереса к какой-то новой сфере, иногда возникающего на фоне утраты драйва в отношении предпринимателя к основному направлению деятельности компании. Природу этого весьма распространенного явления доходчиво объяснил известный московский консультант Александр Гольденберг. Фирма давно выросла, приносит стабильный доход, а собственник, растивший бизнес в течение многих лет, основательно устал от своего детища, теряет мотивацию к работе и начинает неосознанно или вполне сознательно искать возможность сделать шаг в сторону - самостоятельно или в рамках делового партнерства. В общем, срабатывает известный принцип «хорошо там, где нас нет».
Третья причина диверсификации - перерождение хобби в любимый бизнес. Например, страсть к путешествиям побуждает предпринимателя открыть турфирму сначала для друзей, а потом и для всех желающих. Или, допустим, салон красоты, приобретенный владельцем производственной компании в качестве «игрушки» для жены, превращается в конкурентоспособное предприятие - причем неожиданно для самого инвестора. И подобных примеров, как ни странно, немало. Почему бы не делать деньги на том, что любишь?

Смена интересов

До недавнего времени особенно интенсивно предприниматели инвестировали в строительство, общепит, розничную торговлю, в том числе популярнейший автобизнес. Сегодня этот список пополнили отрасли, еще вчера, казалось бы, малоинтересные для вложения средств, - медицина, рынок инжиниринговых и IT-услуг, радиоэлектроника, инновационный и венчурный бизнес, консалтинг, в том числе образовательный.
Такое перераспределение инвестиционного интереса, по словам директора компании «Нижегородский Магазин Готового Бизнеса» Юрия Кузьмичева, связано с осложнением обстановки в финансовом секторе и повышением рисков вложений в отрасли, растущие на кредитные средства. Рынки, еще недавно приносившие быстрые деньги, очень скоро, по прогнозам многих аналитиков и самих игроков, будут напоминать братские могилы.

Впрочем и в стагнирующих отраслях вскоре ожидается бум купли-продажи бизнесов. Многие инвесторы в буквальном смысле потирают руки, намереваясь нажиться на кризисе. Один предприниматель (в недавнем прошлом топ национальной корпорации) в доверительно беседе полушутя-полусерьезно заметил, что уже чувствует себя потенциальным миллиардером: «Капитализация предприятий падает, и много чего можно будет успеть скупить по дешевке». Для себя он уже наметил сразу несколько компаний из разных отраслей, никак не связанных с его нынешним родом занятий.
Кстати, в последнее время лицо инвестора изменилось. Все больше менеджеров высшего и среднего звена пускаются в предпринимательские авантюры, прикупая доли в разных бизнесах (чаще всего в активно растущих малых и средних предприятиях на старте их развития или в периоды реорганизаций), предусмотрительно сохраняя за собой место «наемника». Как правило, такая деятельность не афишируется.

Простые движения

Вхождение в непрофильный бизнес осуществляется разными способами. Традиционный вариант - реализация проекта с нуля: рождение идеи, изучение рынка сбыта и затем поэтапное создание нового бизнеса. Некоторые предприниматели покупают франшизу, а вместе с ней готовые стандарты и технологии ведения бизнеса.
Кроме того, для ухода в новую отрасль предприниматель нередко приобретает уже готовую, давно функционирующую фирму или актив интересной ему компании, перепрофилируя или модернизируя приобретение. Все чаще вход на новый рынок осуществляется путем слияний-поглощений - с помощью покупки части уставного капитала в виде акций (контрольного пакета), долей, паев. При этом многие экс-владельцы, продавшие бизнесы, становятся наемными менеджерами в бывших собственных компаниях, работая под крылом стратега или в альянсе с портфельным инвестором. Другие навсегда прощаются со своей фирмой, начиная реализовывать новые проекты - точно также строя с нуля, поглощая, инвестируя... Такой вот своеобразный круговорот бизнесов и управленческих мозгов в экономике.

Вживление приобретенных активов в уже существующие компании тоже происходит по-разному. Все зависит от причин, побудивших предпринимателя заняться реализацией нового проекта, наличия ресурсов на данном этапе и, конечно, от общей стратегии развития бизнеса. Большую роль играют особенности функционирования компании и внутренняя ситуация - степень зрелости менеджмента, уровень порядка в оргструктуре, финансовая устойчивость, резервы конкурентоспособности и многое другое.
Судьба непрофильного актива всецело зависит от планов собственника и целей его бизнеса. Одни быстро повышают капитализацию и выгодно перепродают новую компанию. Другие, напротив, с головой погружаются в неизведанный мир приобретенного бизнеса и превращают его в одно из ведущих направлений деятельности. Третьи предпочитают развиваться по принципу гипермаркета, постепенно увеличивая многопрофильное «семейство».

Зигзаг удачи

Однако такой путь развития под силу далеко не каждому предпринимателю. Многопрофильная диверсификация уже сама по себе считается рискованным занятием, схожим с погоней за двумя или сразу несколькими зайцами. Чужой бизнес - потемки, и даже точные расчеты и оценка рисков «по науке» не дают 100-процентной гарантии получения удачного результата. По крайней мере, в нижегородском бизнесе успехов на этом поприще достигли единицы, которые можно пересчитать по пальцам, - ГК «Электроника», ГК AVK, «АЛТЭКС - группа компаний», производственная группа СТС-НН… Утраченных иллюзий, разбитых надежд и потерянных капиталов гораздо больше.
Наиболее распространенный сценарий развития событий - распыление ресурсов в процессе реализации нового проекта и потеря конкурентоспособности основного бизнеса, за счет которого до сих пор активно развивалась компания. А одной из главных ошибок многопрофильной диверсификации эксперты считают так называемое спонтанное инвестирование по принципу «куплю на всякий случай». Зачастую непродуманный в деталях выход на новый рынок вступает в противоречие с генеральной концепцией развития основного бизнеса и в итоге приводит компанию к острому ресурсному дефициту, вымыванию оборотных средств и управленческому кризису. В любом случае, прежде чем принимать решение о покупке или создании непрофильного предприятия, есть смысл задать себе простой вопрос: зачем мне это надо?

Фото: dnevnik.bigmir.net

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: