
Эксперты Аналитического центра Гильдии риэлторов Москвы отмечают, не более 5% сделок купли-продажи жилья в столице связаны со съездом. «Хотя таких людей мало, но они всегда есть на рынке. Это постоянный сегмент», – говорит Илья Шкоп, председатель Совета Гильдии риэлторов Москвы.
Эксперты называют три причины, по которым происходит данный процесс. Во-первых, необходимость ежедневно ухаживать за пожилыми родственниками. Во-вторых, чтобы бабушки нянчились с внуками. В-третьих, удовлетворить корыстные интересы – получить наследство без необходимости его оформления, записав в качестве собственника только себя.
Но бывают и другие ситуации. «Самый простой и распространенный случай. В процессе жизни у семьи «скопилось» несколько маленьких квартир. Одна досталась еще в советские времена от работы, другую купили в 90-е, в третьей (такой же тесной) живут сейчас. Две остальные сдаются с перспективой последующего заселения туда молодого поколения. Но дети еще в садик ходят, ждать, как минимум, лет 10 – многое может измениться за это время. Ничего не мешает продать две квартиры и объединить их в одну большую», – рассказывает Артем Артюхов, эксперт ГРМ, директор по развитию агентства недвижимости «Мэтр Роше Запад».
Съезжаются, как правило, из «двушек» и «однушек», отмечают эксперты.
Процесс сам по себе довольно сложный. Самая приемлемая схема, когда продается одна из двух имеющихся квартир с отсрочкой физического освобождения (где-то 2-3 месяца). После чего продается вторая с одновременной покупкой новой, большей площади.
«В нашей практике стараемся разделять сделки. Например, есть варианты, когда одна квартира продается в Москве, другая за ее пределами. В одну сделку не объединить. Тут уж без временного «подвисания» денег в банковской ячейке или под матрасом не обойтись. Также привлекаем системы кредитования с возможностью досрочного погашения», – добавляет Артем Артюхов.
«Неодновременная реализация квартир на растущем рынке создает некоторый риск потери в деньгах. Поэтому, когда цены растут, умные люди сначала продают более дешевый вариант (при одинаковой ликвидности объектов), либо менее ликвидный», – советует Илья Шкоп. В первом случае, по его словам, съезжающиеся меньше проиграют в разнице роста цен, во втором – исключается возможность зависнуть с неликвидным объектом на неопределенное время и потерять добрую половину денег.
Фото: www.obmen.ru