Сергей Потапов: "Стараюсь искать людей, которые знают больше, чем я"

Елена Чернова
Источник фотографии

О таких людях говорят: «Сделал себя сам». Двенадцать лет назад, когда Сергей Потапов приехал в Нижний без гроша в кармане, став, как и многие российские граждане, заложником ситуации в Казахстане, он смутно представлял себе, что будет делать в столице экономических реформ. Конечно, профессия программиста в любом случае не позволила бы ему пропасть. Но вряд ли тогда, в эпоху Немцова, новый житель Нижегородской области знал и планировал, что и сам в какой-то степени станет реформатором, будет влиять на представления о бизнесе и партнерстве в таком сложном сообществе, как профессиональные игроки на рынке недвижимости.

Сегодня Потапова знают как создателя и руководителя одного из самых крупных межрегиональных мультилистинговых систем – Информационной системы «Центр», которая успешно работает в 25 городах России и ближнего зарубежья и продолжает мирную экспансию в Сибирь и на Восток. Обладатель роскошного дома и дорогого автомобиля, 46-летний Сергей Потапов с нескрываемой гордостью говорит о своих взрослых и успешных детях, с увлечением - о своем детище, мультилистинге. С уверенностью в своей правоте – о необходимости преодолевать косное наследие дикого рынка, когда подозреваются все и вся, а настоящее партнерство представляется недостижимой и ненужной роскошью. Время местечковых монополистов прошло, убежден руководитель «Центра». «Сегодня пришло время не пытаться сделать нечто свое, отдельное, - говорит он, - а объединяться, используя уже готовые инструменты, чтобы зарабатывать деньги и успешно вести бизнес».

Эти идеи разделяют не только единомышленники Сергея в Самаре или Омске. Сегодня их подняла на щит Российская Гильдия Риэлторов, совместно с холдингом «Миэль» объявившая задачей номер один создание единого информационного поля для развития риэлторского бизнеса. Будет разработана Национальная Мультилистинговая Система и Единый Российский Реестр сертифицированных агентов и брокеров. Надо ли удивляться тому, что создание Единого Реестра поручено Потапову. Его «Центр» выиграл тендерный конкурс, объявленный Гильдией.

- Сергей Олегович, ваша история вхождения в нижегородский рынок недвижимости неординарна. Про вас рассказывают легенды… Правда, что в первые дни после приезда в Нижний вы жили на вокзале?

- Жил на вокзале, было… Я сам родом из Джамбула. «Джентльменов удачи» помните? «Там тепло, там мой мама…». Судьба закинула из теплого Джамбула в геологоразведку, где я работал программистом. Но, вообще-то, всегда говорил, что я не столько программист, сколько человек, который с помощью программного обеспечения решает проблемы предприятий: писал задачи по месторождениям, совершенствовал бухгалтерию. В 94-м все развалилось, денег и работы не стало, оставался дом, но продать его было невозможно, потому что стоимость приватизации была больше стоимости самого дома… Надо было перебираться в Россию.
А Нижний тогда гремел, все знали Немцова. «Поехали туда? – Ну, давай!..» И, как сейчас помню, в День независимости России моя нога супила на нижегородскую землю. Ступила. Но идти-то некуда. Да еще праздник. Ну, вот, неделю жил на вокзале. Бегал, искал работу и снова возвращался на вокзал – меня уже там все милиционеры знали. В областном ГАИ я предлагал создать объединенную базу по правонарушениям, с использованием милицейских раций и компьютера. Они там загорелись, но жилья не было, и мне пришлось эту идею оставить.

- Вот, значит, когда начинался мультилистинг!

- Да, наверное, это было начало. У меня еще был опыт радиолюбителя, и когда я спаял свой первый компьютер, мы с товарищами обменивались информацией, подсоединив к компьютеру рации. Такой у нас был самодельный интернет.

- А как же все-таки вы пришли на нижегородский рынок недвижимости?

- Сначала я попал в Дзержинск. Попросту вспомнил, что проезжал какой-то маленький городок. Навел справки и поехал туда. И опять не вовремя – пятница, конец рабочего дня. В службе занятости мне дали два адреса. Один из них был – фирма «Пульс-инфо». Ее директор Сергей Викторович Волков сказал: «Знаешь, сейчас мы все по деревням разъезжаемся. Вот тебе ключи от моего кабинета, здесь есть диван, поживешь до понедельника. Я попрошу, чтобы сторож Зоя Павловна тебя покормила». Нашлась работа, строительный трест пустил в общежитие… А потом Михаил Калмыков, с которым мы впоследствии стали партнерами, пригласил меня в свою компанию сделать баланс. Я, не долго думая, сказал: «Смогу!». Потому что по жизни ничего не боюсь, знаю: сделаю все, если нужно будет. У Калмыкова были филиалы в Дзержинске, и они обменивались информацией, представьте, тоже по рации. Жизнь еще раз поставила меня перед этой проблемой. Я предложил написать программу, и мы ее написали за 12 дней. Эта первая программа была простенькая, как детский лепет. Но оказалась достаточно технологичной, и мы быстро поняли, что обмен информацией внутри новой системы будет настолько быстрый, что крупные компании будут отставать, а Калмыковы выйдет в лидеры. Так и случилось. Но все стремительно менялось, и бандитские времена захватов, монополизма начинали рушиться. В Нижнем, куда мы скоро пришли со своим продуктом, уже работали такие грамотные и технологичные компании недвижимости, как «Выбор», «Триумф», «Гея», «Терем». Я видел, что стратегия монополизма изживает себя на глазах. Наш политический тандем распался…
А потом я купил свою первую «копейку». У нее в крыльях были дырки, и, когда я ехал, из-под колес бил фонтан. Многие риэлторы до сих пор вспоминают эту мою машину и говорят, что ее надо поставить на постамент с надписью: «Вот с чего начинался мультилстинг в России». Да, сегодня мы - самый крупный оператор по предоставлению информационных услуг в регионах, крупнее нас нет.

- Вот вы говорите: «Я ничего не боюсь». Это вы выработали такой подход или это дар, от рождения?

- Наверное, я с этим родился. У меня отец строитель, работал заместителем директора завода, возглавлял отдел по капстроительству. И когда на заводе какой-нибудь цех начинал валиться, его, коммуниста, посылали на прорыв. Не важно, что это было: коксовые батареи, комплекс очистных сооружений, фосфорные печи. Грамотный руководитель, он умел делать все.
Когда мы восемь лет жили по квартирам, и жена просила прибить гвоздь, мне казалось, что это мой потолок: я ничего больше по дому сделать не способен. А потом, когда мы купили свой дом, строители залили мне фундамент, подняли стены и сделали крышу. Отделку, подъем полов, самодельные лестницы, балюстрады, утепление - все это я делал сам после семи часов вечера, когда мы возвращался с работы. Дом в 270 квадратных метров я построил за год. Мне говорили: « Серега, давай я тебе хорошего мастера-плиточника пришлю». Но я считаю: раз мастер это умеет, то и я смогу. Обязательно смогу. Иначе это ущемление моего самолюбия и мужского достоинства.
Сварил теплицу. Сначала соседа просил, а ему все некогда. Тогда я купил трубы, сварочный аппарат, нарезал их аккуратно - миллиметр к миллиметру, порылся в Интернете, посмотрел – и сварил. Правду говорят: глаза боятся, а руки делают. Все получится, если ты не бросишь работу на полпути. Я и ребятам в регионах говорю: «Вы только не бросайте». Сыну говорю: « Антон, чтобы зарабатывать деньги, надо уметь что-то делать так, как не делает никто».
В сутках 24 часа. Если тебе не хватает времени поработать 8 часов на работе, построить дом, посадить дерево, вскопать огород, построить теплицу, заняться с детьми – значит, у тебя плохо организовано время. Мне еще и на отдых хватает.

- И как вы отдыхаете?

- А я вообще не отдыхаю. Нет, вот мы когда сходим в лес, мне этой трехчасовой прогулки хватает на неделю. А если мы куда-то едем, я на третий день взвываю: не знаю, чем заняться.

- А кто вы по гороскопу?

- Ой, я Лев в год Тигра. Ага, гремучая смесь. Поэтому мы с женой отдыхаем отдельно. Но у меня так классно получается в последнее время: я отдых совмещаю с работой. У меня много регионов, и я езжу. На днях приехал в Ростов на конференцию Юга России, а там выпали суббота и воскресенье. И я использовал их, чтобы из Ростова съездить в Сочи и Геленджик, где у нас тоже партнеры, осмотреть оба города, искупаться в Черном море и – решить с партнерами важные вопросы. Представить себе, что я уеду куда-то на Канары и буду там купаться в море, не могу. Мне бы ночь перелета, день помотаться по Испании и вернуться назад – вот это то, что нужно.

- Дети участвуют в вашем бизнесе?

- Сын сейчас работает менеджером в компании «Coca-Cola» . Он с 14 лет работал в нашей компании, еще когда мы с женой создавали журнал о недвижимости, потом газету «Ваше жилье». Он бегал по клиентам, помогал риэлторам. Сегодня у нас есть своя служба технической поддержки, но в некоторых агентствах его до сих пор помнят, любят и просят, чтобы пришел именно он.

- Гордитесь?

- Я горжусь тем, что из него получился первоклассный менеджер по работе с клиентами. Я теперь знаю, что он никогда не пропадет. Потому что менеджерские способности и умение общаться с людьми позволяют нормально жить, зарабатывать и иметь успех в бизнесе.
А наследница у меня дочь. В свое время еще мой самарский директор Дмитрий Киселев говорил: «Это наш будущий президент компании». Девочка очень яркая, неординарная, самостоятельная. Занимается психологией. Сдала на права. Ей восемнадцать, а она уже настоящая бизнес-леди, со своей четкой позицией в жизни. Сына мы воспитывали, наверное, по-спартански, а дочери многое позволяется. Ей уже немного скучно со сверстниками. Так же, как и мне неинтересно с людьми, которые знают столько, сколько знаю я. Я стараюсь искать людей, которые знают больше, потому что только тогда можно развиваться. У дочери это стремление очень ярко выражено.

- Бывает, что вы с ней спорите?

- У нас доверительные отношения. Но если наши взгляды расходятся, я не настаиваю, что моя точка зрения абсолютно верная. Если я считаю, что она не права, все равно позволяю ей поступать так, как она хочет. А сам за этим наблюдаю. Этим я проверяю себя: могу ли я мыслить так, как мыслит молодое поколение? Все мои партнеры по работе, все региональные директора гораздо моложе меня, и я должен уметь мыслить, как они. Тогда я смогу приспособить свой опыт к сегодняшнему мышлению и сегодняшнему дню. А в плане развития мне интересны такие профи, как Борис Горелик, Александр Жилевский, Арина Новикова. И мне нужно общение с людьми, которые видят на несколько шагов вперед. Только так наша система сможет развиваться. На опережение.
Уже сегодня в третьей версии нашей программы есть ряд параметров, которые вызывают у некоторых риэлторов недоумение – дескать, зачем? Говорят, например, что сейчас почти нет междугородних обменов. А я точно знаю, их не делают потому, что нет инструмента. Сегодня в нашей системе больше нет определения «риэлтор Нижнего Новгорода». Специалист может выбрать любой регион: становиться то самарским риэлтором, то смоленским. Работать напрямую с интересующими его регионами. Это совсем другой уровень программного обеспечения, и этого никто не делает, только мы. И оказывается, это уже нужно: в Смоленск пошли звонки из Москвы, в Самару - из Нижнего и так далее. Так что программное обеспечение нужно готовить не под сегодняшний уровень рынка, а улавливая дуновения будущего, даже когда они еще только дуновения.
Я думаю, и значимость агентств недвижимости в том, прежнем понимании, может скоро упасть. Интернет будет развиваться, очень скоро он дойдет до самых отдаленных населенных пунктов, риэлторы и агенты все меньше будут чувствовать себя связанными с каким-то определенным агентством, будут ухолить в Интернет. Идет персонализация деятельности человека, в мире недвижимости в том числе. Кстати, поэтому и Единый Реестр сертифицированных агентов и брокеров будет значим. Его будут знать, на него будут ориентироваться. Он будет давать гарантии. А агентства могут постепенно, как в Штатах, превратиться в юридические конторы, которые будут специализироваться на разных технологиях, в зависимости от потребностей клиента. Для этого будущего уже сегодня нужно закладывать инструменты.

- Вы целеустремленный человек, у вас все получается. А бывают у вас моменты остановки? Или ваши планы не позволяют расслабиться?

- Меня недавно специалисты из «Миэль» спросили: «Хорошо, создашь ты мультилистинг России, а что дальше?» Дальше, отвечаю, есть страны СНГ, Украина, Прибалтика. Дальше есть Европа. И потом я, наверное, патриот своей страны: меня раздражает, когда, скажем, американцы нас высокомерно поучают. И эти наши приниженные взоры на Америку... Для меня Америка - не показатель. Мы по темпам развития и изменений США опережаем. Штаты – это, извините за грубость, зажравшаяся страна. Лет через двадцать миром будет править Россия, это железно. И я хочу сделать жизнеспособный, энергичный проект, который изменит отношение к России. Мы будем там, мы должны быть там. А потом, когда уже «взяли мир»…Потом лично я мог бы продать часть бизнеса и… отдыхать. Нет, не смогу, конечно. Но лет в 90 я по клиентам уже, наверное, ездить и агитировать «за советскую власть» не буду. Наверное, останусь консультантом, опыт-то богатый.

фото: Дмитрия Соколова

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: