
Сенатор Антон Беляков внёс в Госдуму законопроект об обязательном нотариальном заверении сделок с недвижимостью. Подобный законопроект уже рассматривался два года назад, но депутаты подвергли его резкой критике и в исходном виде не приняли. Хотя автором инициативы был тогдашний президент Дмитрий Медведев.
Старая сказка на новый лад
Аргументы автора законодательной инициативы оригинальностью не отличались. Якобы обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью пресечёт большую часть попыток рейдерского захвата квартир, остановит преступные действия многих «чёрных риелторов» и т. п.
Правда, реальная практика не способствуют тому, что подобные прогнозы сбудутся. Например, нотариальное оформление доверенностей на продажу квартир, подписанных якобы собственниками, а на деле мошенниками, – не столь редкая практика.
При этом привлечь к ответственности недобросовестного нотариуса можно только в том случае, если будет доказана его вина. А сделать это крайне непросто: оправдания всегда найдутся, в том числе и для полиции, и для суда.
«Подделка документов – это общая проблема, и решать её необходимо на государственном уровне, а не в отдельно взятом том или ином сообществе. Специалисты подтверждают, что в большинстве случаев только специальная техника может установить факт подделки денежной купюры, паспорта или иного документа. Нотариусы не обязаны иметь в своих нотариальных конторах такую технику, не обязаны в каждом случае проводить почерковедческую экспертизу», – заявляла, в частности, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Надежда Романенко.
В переводе на обычный человеческий язык это в том числе означает: помогая мошенникам и «чёрным риелторам», недобросовестные нотариусы реально мало чем рискуют.
Новые полномочия? Большая ответственность!
Возвращать в законодательство норму об обязательном нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью необходимо только в том случае, если ответственность нотариусов за свои действия будет существенно серьёзнее. Такую точку зрения неоднократно высказывали многие эксперты, в том числе в руководстве Министерства юстиции РФ.
По оценкам некоторых из них, ответственность нотариуса за нотариальные действия должна наступать даже тогда, когда его вина не доказана. По крайней мере, ответственность имущественная и гражданско-правовая.
Если подобной реформы не проводить, а обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью вернуть, итог очевиден. Нотариусы будут просто дублировать функции чиновников Росреестра и Кадастровой палаты, получая за это немалые деньги от участников сделки. Спрашивается: зачем?
Немного истории и чуть-чуть прогноза
Два года назад подобную законодательную инициативу в виде поправки в Гражданский кодекс внёс в Госдуму Дмитрий Медведев, тогда президент. Депутаты подвергли её резкой критике и в исходном виде не приняли.
В результате в Гражданский кодекс внесли несколько иное положение. В соответствии с ним, нотариальное удостоверение сделки с недвижимостью обязательно только тогда, когда этого прямо требует закон или об этом заключили соглашение обе стороны такой сделки (ГК РФ, ст. 8.1. п. 3).
Вышесказанное позволяет предположить, что рассматривать инициативу сенатора Антона Белякова всерьёз никто в Госдуме не станет. Тем не менее, «Квадрат» будет следить за развитием событий.