
На прошлой неделе США ввели экономические и политические санкции для ряда российских чиновников, при этом продолжает обсуждаться возможность и более масштабных ограничений. Наши эксперты оценивают события с точки зрения их потенциального влияния на рынок недвижимости
Все началось с того, что 2 марта в своем интервью каналу NBC госсекретарь США Джон Керри пригрозил: G8 и «другие страны» готовы подвергнуть Россию изоляции за вооруженное вторжение на территорию Украины. После этого в течение рабочей недели аналитики строили прогнозы относительно реальности обещанных санкций. Очевидным образом многое зависело от действий российских властей и результатов переговоров между дипломатами. В частности, предполагалось, что санкции со стороны США и Евросоюза могут быть введены только в том случае, если Россия выберет наиболее жесткий военный сценарий.
Первая определенность наступила 6 марта. Президент России Владимир Путин провел оперативное совещание с членами Совета безопасности РФ, в ходе которого обсуждалось принятое парламентом Крыма решение обратиться с просьбой о вхождении полуострова в состав России. Об этом сообщил «Интерфакс».
О результатах совещания на момент сдачи номера официальной информации не было.
Ранее в тот же день парламент Автономной республики Крым единогласно высказался за вхождение полуострова в состав России и обратился с соответствующим прошением к Путину. Депутаты также назначили на 16 марта референдум, в ходе которого жители региона должны будут решить, хотят ли они стать частью РФ или остаться в составе Украины.
В российской Госдуме заявили, что готовы в сжатые сроки принять законопроект, предусматривающий упрощенное вхождение частей других государств в состав Российской Федерации, который был внесен еще в конце февраля. По словам автора документа Сергея Миронова, этот законопроект изначально задумывался им с учетом ситуации в Крыму. Член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Анатолий Лысков, со своей стороны, заявил, что решение о вхождении Крыма в состав России может быть принято «в течение очень быстрого времени – трех-пяти дней». Слова сенатора приводит «Интерфакс».
Действия США последовали также 6 марта. Президент Барак Обама распорядился заморозить активы граждан России и Украины, имеющих, по мнению Вашингтона, отношение к дестабилизации ситуации на Украине и, в частности, в Крыму. Об этом сообщил Reuters.
Помимо заморозки денежных средств, на фигурантов санкционного списка будут также распространяться визовые ограничения. В Белом доме не исключили дальнейшие шаги в этом направлении, пообещав внимательно следить за развитием ситуации вокруг Крыма.
Между тем, по мнению председателя подкомитета по европейским делам в Сенате Криса Мерфи, которое приводит РИА «Новости» односторонние санкции США против России не будут иметь большого эффекта, если к ним не присоединятся санкции ЕС. Но прошедшая неделя показала, что как раз с ЕС у США единства не получилось, потому что европейцы гораздо больше зависят от России, чем американцы. Евросоюз пригрозил лишь приостановить переговоры об облегчении визового режима и о новом двустороннем соглашении.
Добавим, что аналитики Bank of America Merrill Lynch BAML оценили в цифрах риски России, связанные с украинскими событиями, но не имеющие непосредственного отношения к санкциям со стороны США. Около половины российских экспортных поставок газа в Европу стоимостью 30 млрд долларов в год идут через Украину, кроме этого, Россия до недавнего времени получала еще 30 млрд долларов за поставки газа на украинский рынок. «Но в случае военных действий прокачка газа, скорее всего, будет приостановлена», –
предупреждают аналитики.
Антон Баранов, генеральный директор компании «Авентин-Недвижимость»:
Глобальное отличие кризиса 1998 года от, например, 2008-го заключалось в том, что рынок недвижимости тогда был валютным – все расчеты были в долларах. Поэтому, когда рубль в 1998-м подешевел в 4 раза, долларовые цены тоже снизились раза в 3.
История напоминает, что у нас вообще довольно эмоциональная и непредсказуемая страна. Скажем, в 2005-2006 году был огромный всплеск покупательской активности, и цены выросли не менее чем на 120%. Ну а после этого на рынке наступил резкий спад активности. Потом был кризис 2008 года, и за 2009-й снижение цен на недвижимость составило примерно на 20% в валюте, но цены были уже рублевые, и в рублях падение не было таким резким.
Сейчас доллары покупать уже поздно, а фондовый рынок только для очень смелых. Если нас действительно подвергнут экономической блокаде (что вероятно), то недвижимость останется одним из немногих товаров для инвестиций. Тогда цены на нее могут и вырасти. Больше всего не хотелось бы сценария 2006 года: загнанные на нереальную высоту ожидания продавцов и не готовые платить такие деньги покупатели.
Александр Филиппов, директор департамента оценки NAI Becar в Санкт-Петербурге:
Если вспоминать дефолт 1998 года, то после резкого обесценивания рубля и спада активности на рынке недвижимости началось медленное восстановление, сопровождавшееся ростом цен и повышением интереса к данному сегменту.
На текущий момент мы находимся на развилке, и дальнейшее развитие сферы недвижимости будет зависеть от внешних экономических и политических факторов. Либо текущая ситуация положительно скажется на рынке недвижимости, и количество инвестиций в данный сегмент резко возрастет, либо нестабильность повлияет на реализацию девелоперских проектов, что в конечном счете может негативно сказаться на спросе даже на самые ликвидные объекты недвижимости.
Пока мы можем лишь догадываться, по какому пути развития мы пойдем. В первую очередь перемены будут происходить на рынках недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга, и лишь после изменения дойдут до регионов.