
Стрит-ритейл как самый динамичный сегмент рынка торговой недвижимости всегда обеспечивал коммерческий успех арендаторов помещений. На объекты, расположенные в ведущих торговых коридорах столицы, нередко претендует ряд операторов, готовых платить больше. В результате фактическая ставка аренды может вдвое превышать изначальную. Для собственников помещений такие арендаторы самые желанные.
Эксперты MAGAZAN.RU составили рейтинг арендаторов помещений уличной торговли по максимальной отдаче с квадратного метра.
1. Магазины аксессуаров и украшений класса люкс: ставка аренды варьируется в пределах $2000 - 7 000 за кв. метр в год.
Ювелирные магазины, бутики элитной бижутерии и кожгалантереи, дорогих часов и письменных принадлежностей, как правило, арендуют площади размером 50-150 кв.м. Договоры аренды заключаются не менее чем на 5-7 лет. При этом дорогостоящая продукция известных мировых брендов обязывает занимать помещения только на главных торговых коридорах Москвы: улицы Тверская, Петровка, Кузнецкий Мост, Столешников переулок, Кутузовский и Ленинский проспекты.
Также арендаторы требуют, чтобы в помещении были широкие витрины (магазины должны хорошо просматриваться) и высокие потолки - не менее 3 метров. Важен и пешеходный трафик: желательно, чтобы в вечерние часы пик он составлял не менее 2000 человек.
Еще одним существенным аспектом является наличие парковки, которая напрямую влияет на посещаемость магазина. Напомним, что в результате ужесточения условий парковки автомобилей в центре Москвы, некоторые престижные бутики были вынуждены сменить место дислокации в связи с оттоком покупателей.
2. Банки: ставка аренды варьируется в пределах $1500 - 3000 за кв. метр в год.
Из общего числа запросов на помещения формата стрит-ритейл доля банковских занимает 10-11%. Арендой в сегменте стрит-ритейл интересуются преимущественно отечественные кредитные организации, концепция развития которых предусматривает увеличение числа отделений на московских улицах в краткосрочной перспективе. Банки стремятся разместить свои офисы в общедоступных районах высокой посещаемости, вблизи автомагистралей и станций метро. Это дает возможность охватить большие клиентские потоки. Посещаемость филиала, расположенного в зоне активного трафика, может достигать 1 000 человек в день. Площадь арендуемых помещений начинается от 100 кв.м., договор аренды заключается не менее чем на пять лет. Высокая ликвидность и быстрая окупаемость банковского бизнеса позволяет платить более дорогие арендные ставки и "перехватывать" у конкурентов лучшие объекты.
3. Заведения общественного питания: ставка аренды варьируется в пределах $700-1500 за кв. метр в год.
Как правило, у отдельно стоящих кафе и ресторанов товарооборот выше, чем в аналогичных объектах, расположенных в ТЦ. В прошлом году некоторые ресторанные сети увеличили свое присутствие в формате стрит-ритейл: американский Chili's Grill & Bar и кафе Z'ю. открылись на Новом Арбате, "Пицца Экспресс" - на Тверской, пиццерия "Чентрале" - на Покровке. Потенциальные арендаторы запрашивают площади от 150 до 400 кв. метров, при этом желаемая ставка аренды находится в диапазоне $650 - 1 000 за кв. метр в год. Помимо стандартных объектов вблизи станций метро, на улицах с активным пешеходным трафиком, клиентов все больше интересуют помещения рядом с местами концентрации офисных и административных зданий, расположенных у станций Павелецкая, Белорусская, Таганская, Новослободская, Проспект Мира, Улица 1905 года и т.д.
4. Бутики одежды и обуви: ставка аренды варьируется в пределах $1000-3000 за кв. метр в год.
Особым спросом помещения формата стрит-ритейл пользуются у операторов сегмента "одежда-обувь". Покупка одежды и обуви относится к разряду импульсных, поэтому для магазинов важно находиться в местах массового скопления людей, а также иметь большие, красиво оформленные витрины и парковку. Размер площади зависит от формата бутика и варьируется в пределах 50-500 кв.м. Договор аренды, как правило, заключается на длительный срок. Размещение торговой точки в центре города для многих бутиков является вопросом престижа, и такой магазин продолжают содержать, даже если он убыточен.
5. Салоны красоты: ставка аренды варьируется в пределах $800-1500 за кв. метр в год.
Для салонов красоты важно, прежде всего, расположение в местах с активным пешеходным трафиком и густонаселенных районах. Размещение салона в спальном районе или в главном торговом коридоре зависит от класса оказываемых услуг и уровня цен. Размер помещения варьируется в пределах 50-300 кв.м., срок договора аренды от 1 до 3 лет. Спрос на помещения стрит-ритейла в этом сегменте очень велик, но реальных предложений по ним только 5-8%. Это связано с тем, что даже несмотря на готовность платить больше, собственники не стремятся сдать помещения под салон красоты. Дело в том, что арендаторы должны привести помещение в соответствие с нормами СЭС, например, установить дополнительные раковины или сан. узлы (зависит от метража). В дальнейшем, собственнику будет сложно сдать помещение под другое назначение (например, офис продаж), т.к. придется адаптировать объект под нужды нового арендатора, либо предоставлять арендные каникулы на время ремонта, что в конечном итоге арендодателю не выгодно.
"Спрос на помещения формата стрит-ритейл всегда высок, - говорит Алексей Могила, консультант портала MAGAZAN.RU. - Сегодня потенциальные арендаторы как никогда испытывают трудности с поиском подходящих помещений. Это связано с дефицитом торговых площадей в городе и активизацией торговых, ресторанных и банковских операторов после кризиса. Участники этого рейтинга вынуждены бороться за "место под солнцем", завышая арендные ставки. Но судя по их успешной работе на рынке, эти затраты себя оправдывают".
Фото: Photostogo.com/Russian Look