
Не так давно на рынке недвижимости разгорелся небольшой скандал: президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин выступил с заявлением в блоге о том, что на современном первичном рынке необходимость в привлечении риэлторов и агентств недвижимости постепенно отпадает. «Мы полностью отказались от сотрудничества с риэлторами. Наше собственное агентство недвижимости существует уже 5 лет. Мы открывали его под общим брендом ФСК "Лидер" и проблем с раскруткой не возникало. Сегодня все свои объекты мы реализуем сами. Это отлаженная система, которая работает как часы. И все крупные девелоперы рано или поздно пойдут по этому пути», - написал Воронин.
На это заявление ответил генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость» Александр Хрусталев. «"Не плюй в колодец" - эта народная мудрость, применимая во всех сферах жизни, не теряет своей актуальности. К сожалению, не каждый о ней вовремя вспоминает. И бизнес не исключение - на рынке недвижимости создан прецедент грубого нарушения норм и правил этики. ФСК "Лидер" решила "наплевать в колодец" и выступила против всех риэлторов. К слову, настоящие лидеры рынка - солидные девелоперские компании, имеющие тысячи реализованных проектов, за всю историю существования рынка никогда не допускали подобного рода высказываний. И это понятно: риэлторы и девелоперы - партнеры, друзья, которые понимают, что только сообща можно решать серьезные задачи и делать рынок цивилизованным», - написал Хрусталев в ответном послании Владимиру Воронину.
И тут мы имеем классическую ситуацию, когда «каждый кулик свое болото» хвалит. Можно понять и позицию Воронина, который успешно продает построенные квартиры через свое агентство, и позицию Хрусталева, для которого каждый девелопер, решивший самостоятельно продавать свои метры, становится конкурентом и отнимает процент прибыли. У игроков рынка, которых опросил Urbanus.ru, единого мнения по этому вопросу нет. Более того, никто на 100% не занимает ту или иную позицию. Так, к примеру, Татьяна Решняк, возглавляющая «Главмосстрой-недвижимость», уверена, что право на жизнь имеют обе точки зрения: «На мой взгляд, и формат агентства, и формат собственного отдела продаж жизнеспособны и имеют свои плюсы и минусы, которые проявляются в конкретной ситуации и у конкретной компании».
Такой же точки зрения придерживается и Анна Соколова из «МИЭЛЬ-Новостройки»: «Застройщики крупных проектов, которые реализуются по цене ниже рынка и не требуют продвижения, зачастую не обращаются за услугами риэлторских агентств. Если проект идет в рынке, то взаимодействие с риэлторским агентством чаще всего нужно. Застройщику создавать собственный отдел продаж – рентабельно только в случае реализации очень больших объемов».
Но это речь идет о массовом сегменте. В элитном жилье ситуация совсем иная. Девелоперов, которые сам реализуют свои квартиры, можно пересчитать по пальцам одной руки. «В сегменте Luxury большое количество продаж самостоятельно могут делать только крупные девелоперы, с раскрученным брендом, с большим объемом рекламы, такие как "ДонСтрой", Capital Group. Девелоперам небольших клубных домов, девелоперам с точечными проектами, без брендовой поддержки продавать самостоятельно в сегменте Luxury очень непросто, а зачастую и невозможно. Но даже крупные девелоперы понимают, что какой-то процент продаж сделают риэлторские компании, поэтому активно сотрудничают с риэлторами - как для продаж, так и для поддержания лояльности рынка к объекту», - высказывает свою позицию Ирина Егорова, управляющий партнер компании SOHO Estate.
С ней согласна и Ирина Могилатова, которая добавляет, что в элитном сегменте работать без риэлтора – это неоправданный риск: «Агентства недвижимости первичному рынку необходимы. На элитном рынке клиенты давно поделены – в большинстве своем они уже покупали или продавали что-то, поэтому имеют своего риэлтора, которому доверяют и с кем советуются. Если девелопер продает объект самостоятельно, у риэлторов на рынке нет информации по нему. Спроси его – что это за объект – в лучшем случае он скажет клиенту, что не знает, в худшем укажет на недостатки», - говорит Могилатова.
Выходит, что почвы для конфликта тут абсолютно нет. И точка зрения Воронина, и позиция Хрусталева – обе имеют право на существование. Это абсолютно разные бизнес-модели, каждая из которых прошла проверку рынком, они вполне могут сосуществовать параллельно, практически не затрагивая интересов друг друга. И уважаемым руководителям компаний ФСК «Лидер» и «НДВ-Недвижимость» нужно не ссориться, а продолжать заниматься каждый своим делом.
Фото: gorodkanta.ru