Пятнадцать петербургских агентств недвижимости заявили, что приостанавливают размещение рекламы в изданиях ГК «Бюллетень недвижимости». Конфликт налицо, но кто с кем ссорится и почему — не вполне понятно.
Среди агентств, прекративших сотрудничество с «БН», — «Адвекс» с подразделениями, «Прогаль», «Александр», «Дарко», «Центр жилищного кредитования», «Реал», «Колвей», «ФСК САС», «Олимп 2000» и др. Риэлторы подчеркивают, что не собираются окончательно разрывать отношения с «БН», а лишь хотят привлечь внимание общественности «к нездоровой ситуации в информационной сфере рынка недвижимости».
После этого состоялся обмен пресс-конференциями. Сначала «БН» провел свою — в стиле вежливого недоумения. Аналитик Сергей Бобашев предположил, что из-за спада обострилась конкуренция; повышать качество услуг смогли не все. Некоторые компании решили пойти другим путем: отсечь часть клиентов от информационного поля… Руководитель ГК «БН» Игорь Келим напомнил, что закон не запрещает принимать объявления от частных лиц и не обязывает требовать при этом паспорт.
Затем риэлторы предложили свою версию событий. Суть претензии к «БН» в том, что наравне с данными от риэлторских компаний каталог размещает строчки от частных посредников. Организаторы моратория считают, что от них и идет весь криминал. (При этом ни статистики роста мошенничеств, ни данных о том, что в этом замешаны частные маклеры, в АРСПб привести не могут.) «Мы теряем не только клиентов, но и авторитет на рынке. Профессия риэлтора размывается», — говорит Александр Портнов, генеральный директор РФН.
Неувязочки
Что ситуация нездоровая — трудно спорить. Только если речь о проблемах в сфере недвижимости — при чем тут «БН»? Он ведь не является участником рынка. Если же речь идет о конкуренции между СМИ — так и надо говорить, не впутывая сюда права потребителя и «урон, нанесенный профессии риэлтора». Но организаторы моратория специально подчеркивают: это не конфликт двух СМИ («БН» и «Большого каталога недвижимости», созданного риэлторами). А что тогда? Получается спор о преимуществах зеленого перед круглым. Противники (если это противники) располагаются в разных плоскостях. Им вообще трудно встретиться.
В этой истории много неясного. На сайте «Квадрат.ру» появилось сообщение: «Ассоциация риэлторов СПб и ЛО объявила о намерении наложить мораторий…». Вот как раз Ассоциация пока, кажется, ничего еще не заявляла. Ее президент Юрий Загоровский — высказывался, но ведь это не одно и то же?
С мораторием тоже не все гладко. Генеральный директор «Олимпа 2000» Константин Поликарпов узнал, что подписал ультиматум, от корреспондента «НП». Правда, тут же заявил, что полностью поддерживает позицию коллег. Генеральный директор «Центра жилищного кредитования» Ирина Забродина пояснила: несколько небольших компаний подписали меморандум (именно меморандум, а не мораторий).
Они договорились, что основные объемы рекламы будут все-таки размещать в «БКН» — чтобы поддержать профильное издание. Эта мера, с точки зрения г-жи Забродиной, разумна и правильна, но о запрете на публикации в «БН» речь не шла. Г-жа Забродина удивилась, увидев на следующее утро свою фамилию в числе организаторов моратория… Она полагает, что запреты — не самый конструктивный вариант взаимодействия и пора уже договариваться.
Позиция «непримиримых» более радикальна. Компании требуют, чтобы «БН» перестал публиковать строчки от частных лиц и давал информацию только от агентств, собственников продаваемого жилья и их официальных представителей. И закрыл интернет-сервис «Самподам». Иначе — уйдут и не вернутся! Если «БН» не примет ультиматум риэлторов, рекламу объектов они будут размещать в «БКН», на его же сайте и в профессиональных базах.
По словам г-на Загоровского, снимать рекламу из других СМИ, предлагающих объекты от «частных посредников» («Из рук в руки», «Реклама-Шанс» и т.п.), фирмы не собираются. При этом варианты от «Адвекса» появляются на BN.ru и в «Бюллетене» — через Единую мультилистинговую систему. По словам менеджеров «Бюллетеня», как только фирма снимает варианты — примерно тот же объем размещают ее агенты. То есть война войной, а обед по расписанию.
В погоне за утраченным
По данным АН «Адвекс», за последние несколько лет доля рекламы объектов в «БН» от агентств снизилась с 56 до 36%. По данным «БН», доля юрлиц в каталоге — 75%. Насколько уменьшилась доля риэлторских фирм в общем объеме операций на рынке — неизвестно. По экспертным оценкам, за период кризиса она сократилась на 25-30% и теперь составляет менее половины. Остальное — самостоятельные операции граждан, сделки с участием маклеров, «левые» сделки агентов.
Риэлторская деятельность не лицензирована, по закону ею может заниматься каждый.
Проведение сделки с участием солидной фирмы, возможно, повышает уровень безопасности, но ничего не гарантирует. Недавний звонкий скандал разразился вокруг АН «Невский проспект» (мошенничество в особо крупных размерах). Фирма не только входила в Ассоциацию риэлторов, но и получала дипломы, признавалась «Компанией года»…
Соперничество с маклерами опасно серьезным фирмам только в том случае, если единственный критерий конкуренции — цена. Если речь идет о другом качестве услуг (и если потребитель в курсе) — какая же может быть конкуренция?
Стремление вывести на рынок собственное «профильное» издание, сделать рекламу дешевле и доступнее — благое дело. Но в этом случае, наверное, надо вести борьбу за внимание аудитории, а не обвинять конкурирующее СМИ в уголовщине?
Выбрав «БН» в качестве мишени, риэлторские фирмы ясно обозначили свой бизнес. Они хотят заниматься продажей информации. (Наверное, не только, но главным образом.) А «БН» им мешает.
Состав риэлторской услуги (на сегодня, по крайней мере) потребителям непонятен, чем обусловлен размер комиссионных — тоже. Пакетного предложения (чтобы из перечня услуг клиент мог выбрать то, что ему нужно) на рынке нет. Жесткого контроля за соблюдением профстандартов (с публичным отлучением виновных) нет и не предвидится.
Непочатый край работы! Кроме самих риэлторов, заниматься этим никто не будет.