![](http://img-news.ners.ru/news/b9/b9f1f5633aaf16ed6f940f61562ea862.jpg)
Каждый прошлый кризис всегда вносил коррективы и в работу рынка недвижимости. Не будет исключением и этот. О том, что сейчас происходит на жилищном рынке, рассказывает генеральный директор АН «Century21 Светлый Град», автор книги для риэлторов Елена Валеева:
- Думаю, что коррективы действительно будут, а пока… рынок относительно нормален. Продажи пусть не так активно, но идут. Правда, обращаются сейчас больше покупатели из регионов. Если деньги есть, то с ними что-то надо делать, держать своё имущество в банкнотах сейчас опрометчиво.
- Да, на счетах в наше время держать опасно.
- Вот и стараются вкладываться в недвижимость. Как говорится, в кирпичах надежнее. Особенно в столице, где прогадать просто невозможно, здесь цены всегда будут высокими. Поэтому многие приезжают сейчас в Москву и покупают с нашей помощью квартиру в Москве.
- Всегда удается помочь?
- Конечно. Хотя сокращение предложений уже ощущается. К примеру, обратилась к нам недавно женщина и просила за время, пока она в Москве, подобрать ей квартиру за 10 млн рублей. Все квартиры, которые понравились, уже были под авансом. Нашли, конечно, но это стоило труда.
- Многие продавцы поснимали с продажи?
- Да, есть такое явление. Если им не нужно покупать себе новое жилье, то нет смысла продавать. Держать деньги просто так нет смысла, положить на счет – глупо.
- А как цены? Хозяева держат или чуть снижают под напором кризиса?
- В рублях цена осталась примерно та же, а в долларах упала. И нам стали, кстати, поступать звонки из Америки, от бывших соотечественников. Сейчас за свои доллары в столице они могут купить квартиру практически в два раза дешевле, чем некоторое время назад. Хозяева же квартир ведут себя по-разному. Кто понимает ситуацию, и кому действительно нужно решить свои жилищные проблемы, то на торг идут. Но есть и другая категория граждан, кого сдвинуть очень сложно.
- Наверное, ждут, когда будет информация по рынку, что цены начали снижаться. Кстати, а это будет?
- В ближайшие месяцы вряд ли. А что дальше ожидает рынок, сказать пока трудно.
- А что будет с компаниями?
- Думаю, что их число тоже сократится. Бывает, что и профессионалы не выживают. Выживут те, у кого есть некоторый запас прочности.
- И в заключение два слова об агентах. Нередко можно слышать, что агент должен всегда исполнять то, что ему говорит клиент? Клиент ведь всегда прав! И вообще, кто платит, тот и заказывает музыку. Вы согласны с этим?
- Такая постановка вопроса может принести клиенту, увы, непоправимый вред.
Приведу пример.
Работал когда-то у нас агентом один замечательный парнишка по имени Сергей. Добросовестный, исполнительный, он нравился клиентам. Одна беда: он не смел возражать клиенту, не смел объяснять что-то, он просто точно исполнял то, что они ему говорили. Видимо, исходил из того, что все они были практически всегда старше него.
Да, клиентам он нравился. Мягкий, уважительный… Да, они приходили к нам, чтобы заключить эксклюзивный договор, и даже порой говорили при этом: «Серёже отказать невозможно…». То есть изначально установка Сергея и клиентов была такая: не клиентам нужна наша помощь, а наоборот, клиенты, похоже, считали, что они делают агенту одолжение, а наши действия нужны только нам…
Такая странная установка приводила порой к странным обстоятельствам и результатам. Одна из клиенток Сергея, продававшая однокомнатную квартиру, пришла в агентство, чтобы выразить своё возмущение: определённые действия агента привели к потере покупателя. Сергей растерянно оправдывался:
- Но, Ирина Петровна, вы же сами сказали, чтобы я так делал…
Ответ – показателен. Обратите внимание, клиентка даже не подумала обвинить себя:
- Мало ли что я сказала! Ты – риэлтор! Ты ДОЛЖЕН был меня остановить!
И ведь права она была, правда?
Вот к чему может привести попытка сделать ставку на то, чтобы угодить, а не на то, чтобы услуги были выполнены КАЧЕСТВЕННО.
Определяющим словом, характеризующим отношения сторон, должно быть только одно слово: ПАРИТЕТ.
Есть и много других тонкостей. Перечислить всё невозможно. Мы внимательно выслушиваем наших дорогих клиентов, запоминаем их пожелания, их ситуацию, их жизненные обстоятельства. Если процесс будет обоюдным, то и результат будет замечательным!