
Уголовные дела за неуплату налогов с продажи недвижимости, о которых уже писал наш портал, постепенно становятся реальностью: первые "ласточки" уже получили условные наказания, равно как и требования налоговой инспекции доплатить недостающее. Это значит, что никто из тех, кто продал жилье за последние четыре года, не сможет чувствовать себя в безопасности.
Заплати налоги и спи спокойно, говорит нам известная телевизионная реклама. Однако в действительности большинство наших сограждан предпочитает беспокойный сон, согретый мыслями о крупной сумме денег, которую удалось сэкономить при продаже своей квартиры. Для того, чтобы не делиться с государством, участники сделки называют минимальную цену в своем договоре: как правило, это 999 999 рублей. Почти миллион. Диспозитивный характер их отношений и рыночная свобода установления цен позволяет им такие вольности, при желании квартиру можно продать хоть за щербатый рубль. Но в действительности покупателю приходится выложить крупную сумму денег, о чем он быстро вспоминает, когда приходит пора платить налоги.
Именно благодаря налоговому вычету из доходов покупателя, вернее, его требованию произвести этот вычет на основании, например, расписок и документов из банка, налоговая и вычисляет незадачливых должников. Ведь если кто-то купил квартиру за несколько миллионов рублей, то кто-то другой должен был ее продать - и заплатить с этой суммы налоги. Обнаружив расхождение, налоговая принимается "раскручивать" дело. И, как правило, без особых проблем добивается успеха.
Эта ситуация безвыходна для продавца - как-либо обезопасить себя от дальнейших действий покупателя он не может, а покупатель, в свою очередь, тоже хочет получить какие-то налоговые преимущества, справедливо считая, что у него больше прав на это, чем у продавца, который просто утаивает свои доходы от государства. Каждый блюдет свои интересы. В итоге продавца может неприятно удивить письмо из налоговой инспекции, которая "неожиданно" узнала не только о факте занижения цены, но и может назвать реальную цену с точностью до копейки. Чаще всего за этим следует уголовное дело, которое может закончиться вполне реальным сроком заключения для незадачливого подпольного миллионера.
Положение дел на рынке, сложившееся за последние несколько месяцев, стало предметом для обсуждения на очередном заседании Международного ипотечного клуба. Мнения разделились: кто-то всерьез предполагал, что рынку пора меняться, и говорил о том, что нужно вспомнить и об ответственности риэлторов, без зазрения совести предлагавших продавцам именно такую схему.
Были и несогласные: по их словам, в желании утаить от государства деньги, полученные от продажи квартиры, нет ничего нездорового. Если продавец не реализует инвестиционную недвижимость, а продает крышу над головой, как же это доход, недоумевали участники заседания, тем более что деньги, как правило, тратятся либо на срочные нужды продавца, либо на приобретение другого жилья. Красноречивым оказался и пример одного из "махинаторов" - семидесятилетней гражданки Н.Б., которая вряд ли собиралась потратить полученную "сверхприбыль" на красивую жизнь. А значит, нужно менять не практику рыночных сделок, а сам закон, считают эксперты, поскольку он не вполне справедлив к участникам сделки и не отражает реалии современной жизни.
Однако пока что закон менять никто не собирается - он действует и по-прежнему создает угрозу для продавцов, уже заключивших сделку, как и тех, кто только собирается это сделать. Возможно, в ближайшее время мы и впрямь увидим рынок "чистым" - или же его игроки научатся прятать концы в воду еще осторожнее. Как вам, например, негласное соглашение о большой скидке на квартиру в обмен на обещание о том, что покупатель не обратится в налоговую инспекцию за вычетом?