Рынок арендатора

Екатерина Шохина
Источник: Expert Online
Источник фотографии

Ритейлеры уходят с торговых улиц Москвы. Уровень вакантности торговых точек за первый квартал вырос в два раза

Первая половина 2014 года в сегменте street retail Москвы характеризовалась существенным ростом уровня вакантности помещений, выяснили в консалтинговой компании «Магазин магазинов». Средний показатель по основным торговым коридорам города вырос в два раза по сравнению с прошлым годом - до 8 %. До этого показатель в течение трех лет стабильно держался на уровне 3,5-4%.

Такой рост показателя вакантности является следствием нескольких факторов. Одним из главных факторов выхода большего количества помещений на рынок является цикличность договоров аренды в этом сегменте. В большинстве случаев, договоры аренды «на улице» подписываются сроком на 5 лет (чуть реже 3 года), соответственно каждые 5 лет (3 года) на рынке происходит «большая ротация». Последняя такая волна подписания/переподписания договоров была как раз на стыке 2008-2009 гг. Вторым фактором, усугубляющим первый, является экономическая ситуация, влияющая на розничный рынок. И третьим значительным фактором является общее понижение интереса ритейлеров к «улице».

«Если делать общий срез по сегменту, то сейчас в сегменте сложился «рынок арендатора», совокупно предложение превышает спрос - отмечает Марина Маркова, руководитель направления street retail компании «Магазин магазинов». – Но, если говорить о высоколиквидных помещениях, то здесь как был дефицит, так он и остается. Такие помещения быстро «уходят» с рынка, а вот по менее ликвидным предложениям может быть существенный простой.»

В краткосрочной перспективе, до конца года закрытия магазинов на торговых улицах не ожидается. Напротив, эксперты прогнозируют рост, как минимум до 10%.

«В текущих условиях очень важна готовность собственников помещений к диалогу, – отмечает Маркова. - Правильная реакция арендодателя сейчас – это гибкость. Гибкость в переговорах по коммерческим условиям, в принятии компромиссных решений. И отрадно, что многие собственники поняли и приняли это».

Эксперты также отмечают, что средний уровень вакантных помещений на торговых коридорах, где созданы и развиваются пешеходные зоны, составляет около 3%, что существенно ниже совокупного показателя. Это является отображением ожидаемого высокого спроса эти улицы.

«Год назад мы прогнозировали, что уже в среднесрочной перспективе инициативы правительства Москвы и касательно развития пешеходных зон и внедрения платного паркинга в центре Москвы приведет к развитию качественного уличного ритейла в пешем центре города, – комментирует Марина Маркова. – В целом сейчас на наших глазах город в целом, и улицы в частности очень динамично преображаются». Новым центром активности может стать Садовое кольцо и прилегающие улицы, - отмечают наблюдатели рынка.

Анализ торговых помещений, проведенный компанией Cushman& Wakefield на наиболее проходимых торговых улицах в центре города показал, что самыми популярными категориями арендаторов являются предприятия питания (кафе, рестораны) и магазины одежды и обуви, которые занимают 29% и 21% всех помещений на этих улицах соответственно.

Новым важным сегментом для стрит-ритейла становятся сопутствующие торговые помещения в крупных офисных центрах или многофункциональных комплексах, которые способны генерировать уникальный поток посетителей с предсказуемой платежеспособностью.

По мнению директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, в отмеченной консалтинговыми компаниями тенденции нет ничего удивительного, поскольку финансовое состояние ритейлеров ухудшается.

«Данное обстоятельство, вероятнее всего, следует связать с очевидным усилением сберегательных настроений домохозяйств, замедлением темпов роста реальных располагаемых денежных доходов, достаточно высоким уровнем инфляции, возникшими сложностями в получении потребительского кредита. Следует отметить, что последний факт особенно важен, т.к. на фоне перекредитованности потребителей в 2013 г. сужение кредитных возможностей в дополнительной степени способно заблокировать продажи. Очевидно, что в наибольшей степени под эту меру вновь попадет непродуктовая розница, испытывающая явный недостаток в покупательском спросе. И если, судя по имеющимся признакам проводимой монетарной политики, инфляционное ралли близко к завершению, то скорректировать в режиме ручного управления мотивацию потребителей тратить сбережения на товары не первой необходимости, в ближайшей перспективе не представляется возможным. Необходимо время для адаптации потребительской корзины домохозяйств, которое, к сожалению, сейчас играет против предпринимателей. В целом, во втором полугодии 2014 г. в секторе розничной торговли сохраняется высокий риск консервации существующих экономических проблем»

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: