
Розничные торговцы в России несут убытки из-за резкого падения рубля. Некоторые магазины уже объявили о повышении цен, другие хотят «заморозить» цены хотя бы на новогодний период, чтобы поддержать продажи. В то же время ритейлеры стараются сократить свои расходы, существенная часть которых приходится на аренду торговых залов. Эксперты говорят о массовом пересмотре уже заключенных контрактов по инициативе арендаторов.
Сегодня рубль снова продемонстрировал историческое падение: курс евро преодолел психологически значимый рубеж в 75 руб., а курс доллара впервые в истории достиг 61 руб.. Обесценивание рубля бьет по розничной торговле: импортируемые товары приобретаются за иностранную валюту, а продаются за рубли.
По подсчетам международной консалтинговой компании JLL, только за счет обесценивания рубля российские розничные торговцы потеряли в среднем 14,3% прибыли в евро и 13,7% в долларах США за каждый сезон: весну, лето и осень.
«Совокупный убыток уже в этом году может составить около 41% в евро и 43% в долларах», — отмечается в отчете JLL.
Эксперты компании ожидают еще большее снижение прибыли ритейлеров в течение зимы. Потери за зимний сезон (декабрь 2014 – февраль 2015) могут достичь 23% в евро и 35% в долларах США, говорится в отчете.
Многие магазины и производители уже заявили о повышении цен. В JLL полагают, что основная волна удорожания придется на весну 2015 года.
Те ритейлеры, которые не захотят увеличивать цены, чтобы поддержать объемы продаж в ущерб своей прибыли, будут пытаться сократить расходы, в частности платежи за аренду.
Практически все представители розничной торговли, с которыми связалась «Газета.Ru», решили не комментировать ситуацию.
Однако один из российских ритейлеров все-таки рассказал, что для сдерживания роста цен компании приходится жертвовать своей маржой. По его словам, «цена на товары единая по всей сети, она не привязана к размеру аренды». По некоторым торговым помещениям действительно ведутся переговоры с арендодателями «для поддержки взаимовыгодных партнерских отношений», однако резкое ослабление рубля не оказывает серьезного влияния на сеть, сказал собеседник «Газеты.Ru». Однако стоит отметить, что у этой сети большая часть арендных договоров (около 60–70%) привязана к рублю, также «ставка зависит от множества факторов, в том числе и от выручки».
Как отмечают в JLL, есть предельный уровень доли затрат на аренду в обороте, который без ущерба могут позволить себе ритейлеры.
Это около 12–15% для товаров категории fast fashion, 15–17% для ресторанов, 20–30% для маленьких магазинов и продавцов одежды премиального сегмента. Когда эта отметка преодолевается, ритейлеры начинают задумываться о снижении расходов на аренду. Сейчас многие арендаторы уже обратились к собственникам помещений с просьбой пересмотреть действующие контракты.
Ритейлеры просят собственников зафиксировать ставки аренды в рублях хотя бы на краткосрочный период, зафиксировать валютный коридор или привязать ставку к определенному проценту от товарооборота, говорят эксперты.
Как рассказал заместитель директора департамента торговой недвижимости S.A. Ricci Павел Анисимов,
в Москве на 85–90% действующих контрактов от арендаторов были поданы заявки на пересмотр, более половины были в той или иной степени удовлетворены.
Перевести контракт на рубли на постоянной основе получится не у всех: большинство качественных проектов финансируются в долларах или евро, задолженность у девелоперов также формируется в валюте. Единственное исключение – встроенные помещения в жилых зданиях, собственниками которых зачастую являются частные лица. В этом сегменте рынка нет определенной системы, и здесь очень много рублевых ставок.
А вот валютный коридор – это реальное спасение. Как рассказали «Газете.Ru» в CBRE, сейчас без валютных коридоров больше не подписываются договоры аренды.
По данным компании, коридоры есть разные – между 38 и 45 руб. Основная масса договоров заключается с коридором по доллару 40–42 руб., уточняют в Colliers International.
При этом аналитики отмечают, что сейчас при обсуждении ставки аренды преимущество находится на стороне арендатора, а повышения ставок в ближайшем будущем ожидать не стоит.
Как рассказала «Газете.Ru» региональный директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International Анна Никандрова, сегодня в лучшем случае арендаторы удерживают свой рублевый товарооборот, поэтому основания для повышения ставок нет.
«В нынешних условиях ставки в лучшем случае сохранятся на текущем уровне. Основная часть арендаторов будет искать пути снижения ставок, а арендодатели — стремиться к тому, чтобы сохранять заполненными помещения, и это будет двустороннее движение к нахождению компромиссного решения», — говорит эксперт.
О том, что основания для повышения ставок нет, говорят и такие цифры: средний уровень вакантных площадей в торговых центрах Москвы за 2014 год вырос до 5–6%, по данным CBRE. Ввод торговых центров в России по итогам года станет рекордным и составит порядка 1,8 млн кв. м, причем параллельно с этим торговые сети сокращают планы развития, а некоторые уходят из России.
Ранее эксперты CBRE прогнозировали снижение арендных ставок в ТЦ в следующем году более чем на 20%, а рост вакантных площадей – до 8–10% от имеющихся. Но сейчас аналитики отказываются от комментариев: ситуация слишком стремительно меняется.
Средний уровень вакансии в стрит-ритейле также рос в 2014 году: к ноябрю этот показатель составил 7%. При этом разные улицы по-разному отреагировали на экономическую ситуацию: так, на Тверской, Мясницкой и Маросейке снижение ставок составило 12%, а вот на пешеходных улицах ставки после реконструкции выросли на 10–20%.
Жестко диктовать свои условия могут только те арендодатели, которые предоставляют лучшие строящиеся и действующие торговые комплексы – высококонкурентные проекты, считает директор по сдаче в аренду торговых центров компании Knight Frank Юлия Соколова. Речь идет об объектах, которые гарантируют арендатору прибыль благодаря профессиональной концепции или премиальному местоположению объекта. Однако эксперт подчеркивает, что таких проектов на рынке ограниченное количество и в большинстве случаев собственники сейчас готовы идти на уступки.
По мнению экспертов JLL, в ближайшее время девелоперам стоит сконцентрироваться на объектах небольшого формата — до 30 тыс. кв. м арендопригодных торговых площадей — в зонах пересечения транспортных потоков и на центральных улицах спальных районов.
«Торговые центры больших форматов нужно строить в зоне с низкой конкуренцией. Кроме того, девелоперам и собственникам торговых центров стоит пересмотреть свои ожидания относительно арендных ставок и применять гибкий подход к коммерческим условиям», — говорится в отчете компании.