Рост платежей за ЖКХ на 6% в год: выполняют ли регионы пожелание президента?

Михаил Мельников
Источник: Тopkvadrat.ru
Источник фотографии

Часть регионов России не смогла удержать рост цен на услуги ЖКХ на уровне 6% в год. Какая именно часть – 2% или 98% – остаётся только догадываться. Но вторая цифра выглядит более правдоподобной.

26 июля на заседании правительства РФ заместитель премьер-министра Дмитрий Козак констатировал, что не все регионы России «справились с задачей ограничения роста платежей населения за ЖКХ 6% в год» (такого показателя требовал добиться президент России Владимир Путин). Называть справившиеся регионы чиновник не стал, уточнив только, что кое-где рост превысил 12%, а «в некотором количестве регионов также наблюдался более значительный рост по сравнению с прогнозируемым».

Проблема в том, что федеральное правительство ориентируется на отчёты региональных руководителей, а не на фактические суммы в платёжке семейства Ивановых из города Иваново. Поэтому слова вице-премьера требуют проверки практикой.

Лукавые цифры

Интересно, что «Первый канал» подал эту информацию совсем в ином духе: «Подавляющему большинству регионов удается сдерживать рост тарифов ЖКХ». В это подавляющее большинство не вошли Москва (отложенное на 1 августа повышение составит 9,7%), Санкт-Петербург (фактическое подорожание на уровне 15%), Московская область (порядка 10%) – более того, нам не удалось найти ни один субъект Российской федерации, который на деле справился бы с указанной Дмитрием Козаком задачей.

Вся соль в системе подсчёта, которую удобнее всего рассмотреть на примере северной столицы. Так, в Петербурге реальный рост тарифов на электроэнергию с 1 июля – 14%, на всё остальное (газ, горячую воду, отопление, холодную воду и канализацию) – 15%. Откуда же заявленные местным Комитетом по тарифам 8%? От снижения нормативов по общедомовым нуждам (холодная и горячая вода; кроме того, из платежек убрали общедомовое водоотведение).

Дьявол, как всегда, в деталях. Ограничены не фактические, а максимальные суммы по этим статьям. Но до максимума добирались только самые жадные управляющие компании. Таким образом, ограничив виртуальную плату, петербуржцам повысили реальную. Что дало возможность губернатору рапортовать: «Даже меньше шести процентов». Формально в заветную цифру уложились, фактически – нет. Смольный ведёт активную пропагандистскую работу, присяжные аналитики играют с цифрами, но отопительный сезон окончательно покажет, что о шести процентах говорить немножко стыдно.

«Немножко беременное» ЖКХ

Чтобы решить проблему контроля над ценами на услуги ЖКХ раз и навсегда, уже подготовлен соответствующий проект федерального закона. По сути это означает конец так и не развившейся свободной конкуренции на этом рынке. Напомним историю вопроса.

1. Попытки передать организации, управляющие многоквартирными домами, в частные руки уходят корнями в 1990-е годы, однако массовое акционирование ДЕЗов началось в 2008 году – предполагалось, что это первый шаг к их приватизации. ГУПы превратились в ОАО (некоторые ухитрились стать ООО), но на первом этапе 100% акций оставались в муниципальных руках. Тем не менее ценообразование было названо «рыночным», государство оставляло за собой лишь установление максимальной планки того или иного тарифа.

По удивительному совпадению рыночные цены почти везде оказались равны установленному государством максимуму. Разве что, как говорилось выше, введение пунктов общедомовых нужд застало врасплох даже самих коммунальщиков, поскольку предел там изначально был слишком уж высок – сейчас его повсеместно снижают в несколько раз, а в Ульяновской области вообще отказались от этой статьи оплаты.

2. Однако второй этап – приватизация – не дал ожидаемых результатов. Реальным коммерческим структурам не нужен столь малоэффективный бизнес с высокой социальной ответственностью, поэтому основная масса приватизированных структур оказалась в руках вчерашних руководителей ГУПов. Председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин заявил в 2012 г. «Новым Известиям»: «Частные компании аффилированы с местной администрацией, они осуществляют, по сути, отжим денег в пользу местных органов власти». Контроль над деятельностью в этой сфере усложняет запутанность взаимоотношений: ОАО ДЕЗ (Дирекция единого заказчика), частная управляющая компания и некоммерческое ТСЖ (товарищество собственников жилья) в разных ситуациях способны выполнять функции друг друга, и вряд ли в Москве найдётся много простых жильцов, разбирающихся в этой тонкой «химии».

3. Получилось, как в анекдоте – сфера ЖКХ «немножко беременна» приватизацией. Ситуацию мог если не упростить, то хотя бы сделать более логичной полный уход городских властей из данного сектора, однако в 2011 году новый тогда мэр Сергей Собянин отложил продажу акций в ДЕзах до 2014 года, и на данный момент этот приказ остаётся в силе. Такое решение было принято в рамках всеобщего пересмотра последних решений правительства Юрия Лужкова (так, разрыв массы инвестконтрактов на строительство жилья аукается городу по сей день), и носит скорее тактический, нежели стратегический характер.

На данный момент цены на ЖКХ контролируют исключительно благими пожеланиями со ссылкой на озвученные президентом России 6% в год. При это невыполнение этого плана удобно свалить на «жадных частников». Что придумают чиновники после принятия закона о регулировании цен ЖКХ? И самый главный, но и опасный вопрос – что мешало Госдуме принять такой закон раньше? Неужели бороться с пропагандой альтернативной сексуальности важнее, чем с абсолютно конкретным грабежом?

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: