
Демонтаж моста на остров Большой Уссурийский, часть которого была передана Китаю, перенесен на 23 октября, сообщает пресс-служба Восточного военного округа.
Ежегодно возводимый в течение 11 лет военными железнодорожниками 748-метровый автомобильный мост, является крупнейшим среди наплавных автомобильных мостов в России.
«Планировавшийся на этой неделе демонтаж понтонного моста через Амурскую протоку, который соединяет пригород Хабаровска и Большой Уссурийский остров, перенесен в связи с продлением навигации в бассейне реки Амур», - сказано в сообщении.
Мост является единственным связующим звеном между островом и «большой землей» в период навигации. Зимой здесь функционирует ледовая переправа, а в периоды ледохода и ледостава попасть на Большой Уссурийский остров можно только с помощью авиации.
В настоящее время через Амурскую протоку строится капитальный мост, который позволит наладить круглогодичное сообщение с материком. Его ввод в эксплуатацию намечен на 2013 год.
Концепция проекта комплексного развитие российской части острова Большой Уссурийский на 2010-2016 годы предусматривает создание туристско-рекреационного комплекса международного значения. Это позволит максимально использовать так называемый «эффект границы», когда туристы и жители Хабаровска смогут за несколько часов съездить в Китай и обратно.
Нынешняя российско-китайская граница на Дальнем Востоке была определена Тянцзинским (1858) и Пекинским (1860) договорами. Принадлежность островов на реках не оговаривалась. В таких случаях принято считать, что граница проходит по тальвегу (самой глубокой линии русла) или по фарватеру (судоходной линии).
Так случилось, что Российская Империя, а в 1920-х - 1940-х - СССР де-факто взяли под контроль практически все острова, независимо от ширины российской и китайской протоки. В 1968 остров Даманский потому и стал центром конфликта, что в межень китайская протока просто пересыхала. Тогда советские пограничники прекращали его патрулирование до половодья. Однажды с китайской стороны насыпали дамбу, «сохранив» Даманский полуостровом, а советских пограничников встретили огнем.
СССР признал прохождение границы по тальвегу и фарватеру Аргуни, Амура и Уссури еще в 1990 году. Тогда же началась и демаркация. К началу 2000 продолжались переговоры только по острову Большому на Аргуни (фактически цепочка островов и мелей, тальвег просчитали и острова разделили к 2002), а также по островам Тарабарову и Большому Уссурийскому у слияния Уссури и Амура. Тарабаров и часть Большого Уссурийского были переданы Китаю во второй половине 2000-х.
Строго говоря, оба последних острова должны были перейти Китаю. Но это значило бы, что Китаю достался бы берег фактически в черте Хабаровска. Российской стороне удалось выторговать половину Большого Уссурийского. Насколько известно, сначала китайская сторона настаивала на передаче ей коридора к Японскому морю у озера Хасан. Но в конце концов удовлетворилась несколькими спорными участками к западу от озера Ханко.
Фото: content.mail.ru