Россияне готовы платить за "тайные знания", но не за опыт

Источник: Финам.инфо
Источник фотографии

Мало кто-то из нас в детстве мечтал стать риэлтором. В СССР, как мы помним, институт частной собственности отсутствовал – то, как проворачивались операции с недвижимостью, очень хорошо показано в фильме «По семейным обстоятельствам» - «у меня есть две кофточки с окнами на юг».

Между тем за время существования этой профессии на рынке, появилось много стереотипов и заблуждений, которые касаются посредников на рынке жилья. В те времена профессия маклера была вне закона. При этом предполагалось право граждан на обмен жилья – фигурировала такая неофициальная ставка за «обмен с доплатой» в 250 рублей за квадратный метр.

С приватизацией появилась возможность обменять жилье на деньги. Тогда же начался формироваться и пласт посредников в сегодняшнем его понимании. В начале 90-х в профессию шли те, чей труд стал катастрофически низко оплачиваться: инженеры, милиционеры, учителя.

В России до 20% риэлторов составляют те, кто сам удачно продал квартиру. А элитной недвижимостью вслед за США полюбили заниматься жены представителей истеблишмента. Это объясняется вполне банальной причиной: наличием связей и свободного времени, которое нужно чем-то заполнить, отмечают специалисты агентства недвижимости DOKI.

Что подразумевает риэлторский труд? В первую очередь, конечно, речь идет о навыках общения с клиентом. Люди обращаются к риэлторам, потому что их пугает необходимость взаимодействия с госаппаратом, они не знают рынок и уровень цен, а также тогда, когда их интересует компетенция конкретного риэлтора. "Тем не менее, при кажущейся сложности работать риэлтором может любой, кто умеет или готов научиться улыбаться", - считает Леонид Меньшиков, генеральный директор агентства недвижимости DOKI.

Леонида Меньшикова отмечает, что с одной стороны услуга характерна для развитого общества, с другой, наличие класса посредников порождает бюрократия. Наши люди готовы платить за продукты материального мира, но не за знания и опыт. Либо наоборот – за «тайные знания», потому что у агентов есть «своя база» квартир». Как только этот туман рассеивается и клиент осознает, что «он и сам так может», он начинает чувствовать себя чуть ли не обманутым.

Всех клиентов можно условно разделить на две группы: первые считают, что риэлтор ничего такого особенного не делает и поэтому должен получать копейки. Другие же уверены, что чем больше размер комиссии – тем более качественную услугу они получат на выходе. Истина, как водится, где-то посередине. Высокий процент комиссионных (6%) обусловлен не аппетитами и жадностью агентств недвижимости, а идеей безубыточности бизнеса, ведь, по статистике, из 10 звонков удается заключить лишь 3 договора.

Ещё одно заблуждение - считается, что риэлторские услуги – высокодоходный бизнес. На самом же деле, ни один «сервисный» вид деятельности по определению не может быть высокодоходным. Это всего лишь добавочная стоимость к продукту. О том, кто и как много зарабатывает в этой сфере, мы расскажем в следующих наших материалах.

Поскольку лицензирование и прочее госрегулирование этого сегмента бизнеса не ведется, никто не знает, сколько в Москве риэлторов. Для чего нужно это знание? Чтобы просчитать отрасль. Так, например, в США есть данные о том, какое количество риэлторов требуется на 1000 домов.

Как правило, большинство риэлторов работает только на одном рынке – арендном или продажном. У этого есть свои минусы и плюсы. Во-первых, традиционные сезонные пики на этих рынках не совпадают. Во-вторых, как показала осень 2008 г., когда потенциальные покупатели отказались от приобретения жилья, до 30% из них перешли в разряд арендаторов – жить-то где-то надо.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: