
Юристы Федеральной нотариальной палаты подготовили проект поправок к закону о нотариате. На рынок недвижимости выводится новый мощный игрок. Фактически нотариус предлагает участникам рынка сделку «в одном окне».
Президент ФНП Мария Сазонова рассчитывает, что до конца 2010 года законопроект будет внесен в Госдуму. Государственный нотариат законопроектом фактически упраздняется. Убыточные конторы в отдаленных районах получат дотации.
Целиком переписана «Особенная часть» закона, которая трактует права и обязанности нотариуса. Так, нотариус сможет запрашивать и получать документы, необходимые для сделки. В том числе — через удаленный доступ к электронным базам органов, осуществляющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество и его технический учет, к базам налоговой и миграционной службы.
Нотариус вправе — по поручению клиента — собирать документы для сделки и открывать банковский депозит для расчетов. При необходимости — назначить экспертизу. И наконец — отправить документы по сделке на госрегистрацию.
То есть делать все то же самое, что делают и риэлторы, но — в установленные законом сроки и за понятные, заранее определенные тарифы. Например, при сделках от 1 до 10 млн рублей клиент уплатит 10 000 рублей плюс 0,5% от суммы сделки. Подготовка и сбор документов — плюс 20% к тарифу, отправка их на госрегистрацию — еще плюс 20%. В среднем получается около 1% от суммы сделки.
Еще один важный момент: за ошибки в совершении нотариальных действий, которые привели к ущербу для клиента, нотариус отвечает всем своим имуществом, а не «в размере комиссионных», как принято в агентствах недвижимости.
Конечно, работу из удаленного доступа еще придется налаживать. Но уже сейчас «в порядке эксперимента» в 12 регионах проводится обмен информацией между нотариальными конторами и Росреестром. Закон не обязывает граждан обращаться к нотариусу, выбор остается за клиентом. Но специалисты полагают, что заявленный в законопроекте набор опций привлечет к ним значительное число участников рынка.
За агентствами недвижимости — в случае принятия законопроекта — останется важная, но не такая уж доходная часть работы: найти подходящий объект для покупателя или отыскать покупателя — для продавца. Но с этой стороны их постоянно теснит Интернет с его общедоступными базами данных и строители — с их собственными отделами продаж.
«Свести между собой покупателя и продавца — тоже нелегкий труд. Кто покупал, тот знает, как трудно найти подходящую квартиру. Нотариусы этим точно не будут заниматься», — говорит член правления ФНП Сергей Смирнов (цитируем по «Российской газете»).
Безусловно, на рынке останутся «старые» фирмы с хорошей репутацией, наработанной годами, и профессиональные агенты (в том числе — маклеры), располагающие собственной клиентской базой. А вот новичкам и «середнячкам» придется подумать и о формировании имиджа, и о корректировке ценообразования.
Законопроект также предполагает усиление контроля за нотариусами со стороны Минюста.
Мнение эксперта
Владислав Шестаков,
юрист компании «Адвокат ФРЕММ»:
– Проект закона предусматривает существенное расширение прав нотариусов, в том числе и в сфере госрегистрации прав на недвижимое имущество. В этом аспекте документ вполне соответствует стремлению нотариального сообщества вернуть утраченные ранее позиции и, в каком-то смысле, завоевать новые территории.
Появление у нотариуса права на получение необходимой информации, в том числе путем удаленного доступа по электронным сетям, отражает тенденцию перехода к бездокументарной форме. Однако сегодня эта опция является скорее желаемой, чем действительной.
Нотариат пытается на законодательном уровне отвоевать часть рынка юридических и риэлторских услуг. Однако, во-первых, у человека все равно остается выбор, существующий и сейчас: пойти к нотариусу или заключить договор в простой письменной форме. Во-вторых, при некоторых нотариальных конторах уже и так функционируют коммерческие организации, между делом предлагающие те же самые услуги по госрегистрации документов.
В любом случае представленному законопроекту еще предстоит пройти долгий и, возможно, трудный путь в органах законодательной власти, в ходе которого он может претерпеть существенные изменения.
Фото: aif.ru