Риэлтор vs клиент: отношения на рынке

Анастасия Загоруйко
Источник фотографии

Частенько приходится слышать на разных профессиональных форумах жалобы клиентов на посредников. Но всегда ли прав клиент и не прав риэлтор!? Оказалось не всегда, и в этих деловых отношениях бывает так, что пострадавшей стороной выступает посредник. Сегодня портал «Новосибирская недвижимость.nn-baza.ru» попробует разобраться в ситуации.

Основная претензия клиентов к посредникам — это высокие комиссионные, которые для клиента не совсем ясно за что берутся. Во всяком случае именно эту претензию чаще всего можно услышать на разных форумах, она же чаще всего звучала из уст наших читателей при опросе летом 2012 года.

Давайте попробуем разобраться в этом моменте и выяснить, за что именно назначаются комиссионные. Итак, профессиональный риэлтор в России оказывает услугу по подбору подходящего покупателю объекта недвижимости, помогает договориться с продавцом (об уступке в цене и прочих деталях), выяснить все подробности (а порой даже такие, о которых простой обыватель не предполагает), а также делает проверку «юридической чистоты объекта» и сопровождает сделку от начала и до конца. Покупателю остается только выбрать объект, оплатить стоимость, проставить подписи и получить ключи. Напомню, мы говорим сейчас о профессионалах своего дела.

Вот что говорил в одном из наших интервью вице-президент Российской гильдии риэлторов Владимир Каплинский на вопрос о претензиях клиентов к риэлторам и высоких комиссионных: «Это вовсе не претензия, это скорее следствие работы горе-специалистов, которые работают на рынке и не могут клиенту внятно объяснить, что они делают и за что конкретно они берут деньги.

Если же говорить о цифрах, то абсолютно нормальная мировая практика — это сумма комиссионных в 5-6% от сделки. Как правило, комиссию оплачивает собственник, так как услуга по продаже предоставляется именно ему. Так как покупателю по сути наша услуга-то и не нужна, ему может быть нужен юрист, ипотечный брокер, консультант, и т.д., а риэлтор в первую очередь — продавец объекта недвижимости, который оказывает услугу именно по продаже. И чем грамотнее риэлтор, тем он профессиональней окажет услугу — продаст объект по максимально возможной цене и в конкретные сроки. Клиент выиграет при работе профессионального риэлтора. На сегодня существует некоторая ценовая неопределенность, когда переговоры по торгу идут в пределах 5-10% и собственники их уступают.

Профессионал не только продаст объект без скидки, тем самым отработав свою комиссию в 5-6%, но и постарается продать объект выше, тем самым собственник окажется еще и в плюсе. То есть, задача риэлтора – выйти на рынок с правильной, аргументированной ценой, сконцентрировать спрос и эффективно управляя им профессионально провести переговоры в интересах своего клиента, выявить самого мотивированного покупателя и продать ему объект по самой максимальной цене. Но, к сожалению, не все, кто работает на этом рынке, на сегодня обладают нужной квалификацией, знаниями, и опытом, а страдают в итоге, как они сами, так и клиенты и рынок в целом».

В свою очередь хочу добавить к словам Владимира, что в России риэлтор для покупателя иногда объединяет в своем лице брокера, юриста и консультанта, потому во многих регионах сложилась практика привлечения посредника-риэлтора и со стороны покупателя.

Мы немного разобрались в том, за что посредники назначают свои комиссионные. Другое дело, что отнюдь не все посредники делают свою работу грамотно и качественно, но для этих случаев в Новосибирске есть комитет Новосибирской ассоциации риэлторов по защите прав потребителей, который поможет разобраться в конфликтной ситуации.

Теперь разберем ситуацию со стороны риэлтора. В последнее время частенько довелось слышать такую фразу «меня кинул клиент», и она меня заинтересовала, так как не совсем было ясно, как клиент может кинуть посредника, разве что не оплатить услуги. Все оказалось просто — некоторые покупатели обращаются к риэлторами за услугой, но, выбрав понравившуюся квартиру, договариваются в обход риэлтора о сделке.

Этично ли это? Думаю, нет, так как, обращаясь за услугой, человек соглашается ее оплатить, а тут больше похоже на «кидок» аля 90-е. А если эти договоренности еще и закреплены документально, то это может вылиться и в судебный иск. В Новосибирске такая практика уже есть.

Я не буду повторяться советами о том, как правильно выбрать агентство недвижимости, а просто процитирую заместителя генерального директора ООО «Юридическая фирма «Де-юре» Ирину Резвову, которая уже однажды давала советы читателям портала: «При выборе агентства недвижимости, прежде всего, необходимо выяснить, как долго оно работает на рынке. Опыт является одним из самых важных критериев при выборе агентства. Доля профессионалов и компетентных сотрудников в таких агентствах намного выше, чем в агентствах недвижимости, появившихся на рынке предоставления риэлтерских услуг не так давно».

Напомним, 16 апреля на сайте портала пройдет онлайн-конференция «Риэлтор и клиент: проблемы взаимоотношений и их решение». О второй стороне взаимоотношений агентств недвижимости и клиентов читателям портала «Новосибирская недвижимость.nn-baza.ru» расскажет исполнительный директор Новосибирской ассоциации риэлторов Зимарев Андрей Анатольевич.

Разместил: Asja
Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: