![](http://img-news.ners.ru/news/3a/3aa483345caf803c9a18489e4717f192.jpg)
То ли в шутку, то ли всерьез, но в риелторских кругах одно время ходила байка, как предприимчивый брокер в качестве клиентской услуги привлекал к сделкам с недвижимостью специалистов по фэн-шуй, магов, экстрасенсов. При осмотре квартиры экстрасенс, к примеру, вынимал свои чудодейственные рамки и через некоторое время выдавал заключение, насколько жилье пригодно для проживания.
Перечень услуг может быть нескончаемым
Но слухи слухами, а по «штатному расписанию» при покупке или продаже недвижимости риелтор обязан оказать полный комплекс услуг. В него входит, прежде всего, непосредственное общение с клиентом, поиск квартиры по его запросам и требованиям, показ нескольких вариантов жилья, переговоры с продавцом, во время которых риелтор обязан отстаивать интересы только своего визави. И далее не проще – контроль за внесением задатка, проверка квартиры на юридическую чистоту и отсутствие каких-либо коммунальных задолженностей, согласование места и времени сделки и, в конце концов, доведение ее до благоприятного результата. А результат – ключи от квартиры.
«В пакет услуг нашего агентства входит и рекламное и PR-сопровождение проекта, – добавляет Наталия Дабсон, директор по развитию департамента элитной недвижимости компании Paul’s Yard. – Как правило, это не только размещение информации в ведущих СМИ и столичных каталогах, но и наружная реклама. Например, на балконе продаваемой квартиры вывешивается яркий и заметный плакат. А если речь идет о загородном элитном доме, выставленном на продажу, то изготовляются придорожные плакаты и стенды. К тому же, в контракте на услуги клиент имеет полное право вписать любые разумные пункты с дополнительными требованиями».
Награда за старания
Под благоприятным результатом сделки во многих агентствах понимается последующий визит друзей и знакомых клиента, которого успешно обслужили сотрудники компании. Установив доверительный контакт, любому человеку гораздо проще обратиться за новой консультацией к уже знакомому риелтору, чем искать нового. А значит, когда между риелтором и клиентом складывается долгосрочная система отношений, речь уже идет о персональном брокере. Как это уже практикуется в сфере юриспруденции или здравоохранения, когда у клиента есть свой персональный врач или юрист.
Другой немаловажный показатель успешности, когда клиенты доверяют огромные средства брокерам, которые, полагаясь на свой опыт и профессионализм, самостоятельно имеют право вкладывать доверенную сумму в наиболее прибыльный вид недвижимости.
Если же клиентом оказался владелец продаваемой недвижимости, то положительным результатом для него станет получение суммы в том объеме, на которую он рассчитывал на начальном этапе.
«Главная услуга для проведения сделки с недвижимостью – дружественная обстановка, которую обязан создать брокер, – уверена Мария Литинецкая, исполнительный директор компании Blakwood. – Для этого риелтору зачастую приходится брать на себя весь негатив. Нет одинаковых людей, а потому нередко между участниками сделки возникают напряженные отношения, сглаживать которые и приходится брокеру».
Все, казалось бы, ясно и радужно, только вот по данным социологического опроса, который был проведен среди россиян в прошлом году, только 54% респондентов, получивших помощь при покупке или продаже квартиры, остались довольны услугой. Впрочем, успех приходит не сразу. А наше риелторство по сравнению с западным находится еще в грудничковом возрасте. И настоящего специалиста в области недвижимости найти так же нелегко, как, например, личного врача…
Гарантии не подаются…
…А уж получить стопроцентные гарантии, что покупка или продажа квартиры пройдет без сучка и задоринки, и сегодня не всегда возможно. Тем более ни одно агентство не станет прописывать в договоре какие бы то ни было стопроцентные гарантии. Вообще, это слово очень уж обтекаемое… «Надежная репутация агентства по недвижимости и самого брокера – первая и основная гарантия, которую получает клиент, обратившись за помощью, – рассказывает Наталия Дабсон. – Мало того, в агентстве по желанию клиента любая сделка может быть застрахована. И хотя подобного рода гарантия обойдется в 1,5-2% от общей суммы сделки, страховать риски или нет, выбирает только клиент».
Не важно, в каком сегменте проводится сделка – эконом или элитном классе. Как для клиента, воспользовавшегося кредитом, так и для состоятельного покупателя это суммы огромные. А уж доверять их сомнительным людям или действовать самостоятельно крайне опасно. На рынке всегда найдутся мошенники и аферисты, специализирующиеся на сделках с недвижимостью.
Что касается агентств недвижимости, то хотя они и не защищают на все 100% покупателя и продавца от всех рисков, но стараются это делать. На них ложится ответственность за проведение сделки, по их советам выбираются самые оптимальные схемы реализации или приобретения жилья. «На первичном рынке наш холдинг работает только с теми объектами, которые по всем параметрам прошли юридическую экспертизу, – рассказывает Кайдо Каарма, директор департамента элитной недвижимости компании «МИЭЛЬ-Новостройки». – Что касается вторичного рынка, то компания предоставляет полную гарантию юридической чистоты сделки. Но если все-таки возникают непредвиденные осложнения и издержки, то они компенсируются за счет средств фирмы».
Риелтор предотвратит покупку квартиры с криминальным прошлым, исключит варианты, когда имеется риск либо потерять деньги, либо приобретаемый объект. Он будет всеми способами стараться, чтобы предоставить «чистую» и проверенную со всех сторон информации о приобретаемом жилье. Но самое главное, как считают сами риелторы, настоящий специалист всегда помнит, что в случае недобросовестного исполнения своих обязанностей он не только потеряет клиента сразу после первой сделки, но и не получит столь ценных для него рекомендаций.
Хотя Мария Литинецкая уверяет, что «необходимо говорить не столько о гарантиях риелтора, сколько о гарантиях компании за ту услугу, которую оказал тот или иной ее агент. Поскольку в каждом уважающем себя агентстве существует юридический отдел, то гарантии и риски распределяются между всеми участниками сделки». Брокер, к примеру, может не учесть какой-то важный нюанс, ответственность за который возьмет на себя компания. В то же время и клиент на последнем этапе может либо сорвать сделку, на подготовку которой компания потратила свои силы и средства, либо поручить ее проведение другому агентству, что с точки зрения агентства также незаконно и нечестно.
Ну, а если все-таки случилась промашка и клиент остался недоволен действиями брокера? Согласно Гражданскому кодексу, для восстановления справедливости можно обратиться в суд. Правда, иск против физического лица возможен только в том случае, если между сторонами был заключен письменный договор. Остается только добавить, что «черные маклеры», в отличие от агентств, никаких договоров стараются не заключать.
Фото: GI, Agent 002