![](http://img-news.ners.ru/news/8c/8cc4e535d50570388d765bf0d68ac32f.jpg)
Рекомендательный рекрутинг – процесс подбора персонала при котором задействованы не только специалисты HR – отдела, а все сотрудники компании. При таком способе поиска сотрудников компании получают преимущества, во-первых — могут привлечь специалистов, которые в данный момент еще не задумывались о поиске работы, т.е. пассивных кандидатов.
Ведь хорошие специалисты, как правило, уже работают, и выйти на них не просто! А тут оказывается, что один из ваших сотрудников друг детства необходимого и завидного кандидата на горящую вакансию. Во-вторых — это один из самых бюджетных вариантов по поиску персонала (никаких агентств, Интернета, обращению к дополнительным специалистам).
Кстати, по данным ассоциации рекрутинга, за рубежом около 40% компаний применяют рекомендательный рекрутинг в качестве одного из инструментов поиска персонала. В России рекомендательный рекрутинг чаще называют программой «приведи друга» и используют ее только 10-15 % компаний.
В крупных, развитых компаниях, за рекомендации принято поощрять активных сотрудников материальными единовременными выплатами. Чаще всего это компании, специализирующиеся на сетевом маркетинге или работающие в очень узком сегменте.
Ниже приведен успешный опыт в подборе кадров российскими компаниями.
В 2007 году Евросеть запустила программу «Охотники за головами». Сотрудникам выплачивали премии в размере 5 000 рублей, если по их рекомендации новичок проработал в компании 3 месяца, и 7500 рублей – за 1 год.
Компания «Аэрофлот» борется с дефицитом кадров солидным вознаграждением – 200 000 рублей. В 2011 году была запущена программа «Приведи друга в летчики». За каждого летчика, который принимается на работу по рекомендации сотрудника, компания платит рекомендателю премию в размере 200 000 рублей. За 3 года с помощью этой программы компания наняла 35 пилотов.
Конечно, один лишь рекомендательный рекрутинг не решит всех проблем, однако значительно может сократить количество открытых позиций. К тому же, как показали американские исследования — это один из эффективных методов для адаптации новых сотрудников, которые получают поддержку от своих друзей на рабочем месте.
Эффективность рекомендательного рекрутинга напрямую зависит от лояльности персонала. Только в той компании, где хорошо развита корпоративная культура, где сотрудники преданы своей компании, работники будут рекомендовать компетентных специалистов.