В том, что вести свой бизнес, — трудная задача, никто никогда не сомневался. Но пора раскрыть карты и поговорить начистоту: бизнес — не просто трудная, но и жестокая игра, за участие в которой приходится платить очень высокую цену.
Брэдли Смит — бизнесмен, достигший вершины успеха. Он генеральный директор финансовой компании Rescue One Financial (г. Ирвин, Калифорния), выручка которой составила около 32 млн долларов в прошлом году. За последние 3 года работы Смита компания добилась феноменального роста в 1400% и поднялась на 310 место в «Списке 500 самых быстрорастущих частных компаний США» в 2013 году (так называемый «список 500»). Трудно поверить, что всего 5 лет назад Смит был на грани финансового краха и нервного срыва. 2008 год принёс Смиту сотни часов сверхурочной работы: приходилось консультировать клиентов по вопросам погашения долгов. Он должен был успокаивать взволнованных посетителей, хотя в глубине души сам был подвержен множеству страхов. Ведь именно в это время он сам с головой погружался в долги, наблюдая за тем, как коллекторские агентства разрывают на части остатки его активов. "Я выслушивал жалобы клиентов на депрессию и стрессы, но в глубине души думал, что у меня в два раза больше долгов, чем у них", — вспоминает Смит. Он обналичил накопительный пенсионный счёт и исчерпал кредит в 60 тысяч долларов, продал часы Rolex, купленные на свой первый гонорар биржевого маклера. И наконец, ему пришлось пойти до унизительное соглашение с отцом (человеком, вырастившим его на таких аксиомах, как «деньги не растут на деревьях» и «никогда не делай бизнес с родственниками») и попросить 10 тыся долларов под расписку и 5 % годовых.
Стараясь излучать оптимизм, чтобы подбодрить соучредителей и 10 сотрудников компании, Смит продолжал работать, но чувствовал, что его нервы уже не выдерживают. "Помню, как за ужином мы с женой допивали бутылку дешевого вина. Уже не было сил говорить, мы только сочувственно смотрели друг на друга, понимая, что были на мели", — продолжает он. Вскоре ситуация усугубилась известием о том, что в семье ожидается пополнение. "В моей жизни начались бессонные ночи, когда я лежал и смотрел, уставившись в потолок, — вспоминает Смит. — Я вставал из постели в 4 утра с мириадами мыслей о том, как выйти из ситуации, и вопросом «Когда же все это закончится?»". Но после восьми месяцев напряженной борьбы компании Смита, наконец, удалось преодолеть точку безубыточности и начать зарабатывать деньги.
В нашей культуре успешные предприниматели — настоящие герои. Мы идеализируем Марка Цукерберга, Элона Маскса и других бизнесменов, чьи компании, преодолев невероятный рост, вошли в известный «список 500». Но многие из этих предпринимателей, как и Брэдли Смит, могли бы рассказать сотни историй о всепоглощающем страхе и отчаянии, — моментах, когда кажется, что бизнес рассыпается, как карточный домик. До недавнего времени делиться подобными историями во время деловых встреч считалось чем-то вроде табу. Вместо того, чтобы показать свою уязвимость, бизнесмены делали ставку на то, что социальные психиатры называют «умением себя подать», или, проще говоря, «пускали пыль в глаза». Генеральный директор EnSite Solutions (компания, занимающая 188 строку в «списке 500») Тоби Томас объясняет свое видение этой проблемы, рассказывая историю о человеке, который едет верхом на льве.
"Окружающие называют такого парня смельчаком, в то время как сам наездник с ужасом думает: «Как меня угораздило залезть на льва, и как теперь не стать его обедом?!»". Не каждому из подобных «наездников» удается справиться с бременем трудностей. В январе этого года знаменитый основатель портала электронной торговли Ecomom, 47-летний Джоди Шерман, свёл счеты с жизнью. Эта смерть потрясла сообщество start-up-предпринимателей, всколыхнув дискуссии о влиянии бизнеса на психическое здоровье и трагической гибели другого известного деятеля it-индустрии, 22-летнего Ильи Житомирского. По итогам расследования в этом году, этот сооснователь социальной сети Diaspora также покончил жизнь самоубийством.
В последнее время предприниматели все чаще говорят о том, что в связи с невозможностью полностью раскрыться и рассказать о своих страхах, тревогах и депрессиях, они скованы постоянной внутренней борьбой. Например, генеральный директор сервиса для краудсорсинга контента Cheezburger Network Бен Ха решился опубликовать глубоко личный пост, в котором признался, что после неудачного запуска проекта в 2001 году тоже находился на грани самоубийства. Бывший вице-президент MySpace и один из основателей онлайн-магазина детской одежды Wittlebee Шон Персиваль, в свою очередь, обратился к предпринимателям с открытым письмом: "Если вам плохо, зовите на помощь! Я сам не раз «ходил по краю» в прошлом году из-за продолжительной депрессии, — написал он. — Если вас гложет чувство непоправимой утраты, пожалуйста, свяжитесь со мной".
Управляющий директор венчурного фонда Foundry Group Брэд Фельд тоже решился написать в блоге о своей затяжной депрессии. Читатели с удивлением узнали, что этот известный и успешный инвестор долгие годы страдал от аффективного расстройства настроения, не особенно рассчитывая на помощь психологов или сочувствие близких. (Статью Брэда Фелда можно прочитать в предпоследнем номере журнала Inc. (июль/август 2013 г. ) в авторской колонке "Переживая темные ночи души»). Признание вызвало шквал электронных писем. Сотни предпринимателей писали, что, как и Фельд, вынуждены один на один сражаться с тревогой и отчаянием. "Если бы вы узнали имена людей, написавших мне, вы бы очень удивились, — говорит Фельд. — Все они очень успешны, известны и харизматичны, — и все они боролись со своей депрессией молча. Потому что принято считать, что подобные признания для бизнесменов — признак слабости или стыда... Но ведь, скрывая что-то, мы только усугубляем ситуацию".
Если вы управляете собственным бизнесом, скорее всего, эти строки звучат для вас знакомо. Любой бизнес — напряженная работа, создающая сильную эмоциональную турбулентность. Особенно сильный стресс — из-за высокого риска провала — чувствуют новички. Согласно исследованию лектора Гарвардской школы бизнеса Шикхара Гоша, 3 из 4 современных венчурных стартапов терпят неудачу. Кроме того, по утверждению Гоша, более 95 % стартапов оказываются не в состоянии оправдать ожидания инвесторов. Между тем, не стоит забывать, что предпринимателям постоянно приходится жонглировать множеством ролей и терпеть бесчисленные поражения — из-за потери клиентов, споров с партнерами, роста конкуренции, кадровых проблем, — причем, ни на минуту не забывая о необходимости выдачи заработной платы. "Бизнес — это непрерывная цепь травматических событий", — пишет психиатр и бывший бизнесмен Майкл А. Фриман, исследующий вопросы психического здоровья и проблемы предпринимательства. К сожалению, с каждым годом ситуация усугубляется.
Предприниматели нового поколения еще менее психически устойчивы, чем их предшественники, поскольку чаще пренебрегают своим здоровьем, едят слишком много или слишком мало, недосыпают и не занимаются спортом. "Сегодня быть основателем стартапа, значит, — постоянно жить во «включённом» режиме, полностью игнорируя потребности организма, — говорит Фриман. — Это состояние и провоцирует расстройства настроения". Словом, совсем неудивительно, что владельцы компаний гораздо чаще ипытывают тревогу, чем наёмные сотрудники.
По результатам последнего исследования Gallup-Healthways, измеряющего индекс благополучия на основе опросов работников в США, 34% предпринимателей (на 4% больше, чем рядовые работники) признались, что в их жизни присутствует чувство беспокойства, а 45% открыто заявили о стрессе (что на 3% пункта выше, чем у других работников).
Но на грань самоубийства предпринимателей приводит не только напряженная работа. По словам исследователей, многие предприниматели обладают врожденными чертами характера, которые делают их более уязвимыми к перепадам настроения. "Энергичные, высокомотивированные и творческие люди имеют бГільшую склонность не только к предпринимательской деятельности, но и к сильным эмоциональным состояниям, — утверждает Фриман. — Эти состояния могут включать в себя депрессию, отчаяние, безнадежность, ощущение никчемности, потери мотивации, а также мысли о суициде". Все эти проблемы — своеобразная «плата» за достижение высоких целей. Страсть, помогающая бизнесменам добиться успеха, часто оборачивается против них. Не случайно, в докладе ученых мельбурнского университета Swinburne University of Technology отмечается, что предприниматели бывают «подвержены негативным проявлениям одержимости». В ходе исследования о феномене «предпринимательской страсти» был проведен ряд интервью с основателями компаний. В результате, ученые выявили ряд признаков клинического расстройства личности, включающих чувства отчаяния и тревоги, «способных привести к девиантному поведению» (выдержка из статьи Entrepreneurship Research Journal (апрель 2013г.).
Практикующий психолог и преподаватель медицинской школы Johns Hopkins University Джон Гартнер в своей книге «Предел гипомании: связь (маленького) сумасшествия и (большого) успеха в Америке» отмечает, что зачастую причиной всех взлётов и падений выдающихся предпринимателей является невыявленная психологическая проблема — гипомания. Гипомания — это умеренная форма маниакального расстройства, которая часто встречается у родственников лиц, страдающих маниакально-депрессивными состояниями, и диагносцируется у 5-10% американцев. "Если вы страдаете маниакальным расстройством, вы скажете мне, что вы — Иисус, — пишет Гартнер. — Если же у вас гипоманиакальное расстройство, вы скажете мне, что вы — божий посланник в мире венчурного инвестирования. Мы говорим о разных уровнях грандиозности гипотез, но симптомы аналогичные". Гартнер предполагает, что в США так много стратающих гипоманией, поскольку страна строилась на нескольких волнах иммиграции. "Мы нация, прошедшая селекцию по особым признакам, — говорит специалист. — Все иммигранты — люди с огромными амбициями, энергией, драйвом и склонностью к риску, позволяющими использовать любой шанс на улучшение жизни. Все эти черты характера биологически обусловлены. Поэтому если вы заселяете такими людьми весь континент, вы получаете нацию предпринимателей". Но — как отмечает Гартнер — несмотря на весь свой драйв и тягу к инновациям, лица с гипоманиакальным расстройством подвергаются гораздо большему риску депрессии, чем население в целом. Любой провал или препятствие могут вызвать в этих людях депрессивные состояния. "Они как бордер-колли — постоянно должны гулять во дворе, — пишет специалист. — Если вы держите их в доме, они начинают жевать мебель, бегать по кругу и сходить с ума. Им жизненно необходимо быть занятыми делом, быть активными и загруженными работой".
Зачастую жизнь демонстрирует, что образ «успешного бизнесмена» совершенно не соответствует реальному положению вещей. Неудачи в бизнесе приводят на грань отчаяния даже очень уверенных и опытных предпринимателей. Например, основатель агентства управленческого консалтинга Pinnacle Strategies Марк Вуппель запустил бизнес в 1992 году. Но в 2009 году, в связи с наступлением глобального кризиса, ему вдруг перестали звонить клиенты. Компаниям в тот момент было не до увеличения прибылей — нужно было думать о выживании на рынке. Выручка Pinnacle Strategies моментально упала на 75%. Вуппелю пришлось отправить в неоплачиваемый отпуск шестерых работников и начать распродавать имущество: автомобили, ювелирные изделия, — в ход шло абсолютно всё. А вместе с благосостоянием иссякала и его уверенность в себе. "Когда вы занимаете пост генерального директора, вас не покидает приятное ощущение, что вы повелитель Вселенной, — говорит Вуппель. — И вдруг наступает момент, когда вы понимаете, что это не так". Вуппель перестал выходить из дома, из-за постоянной тревоги и упавшей самооценки начал много есть и набрал 20 килограммов. Временное облегчение ему приносила лишь игра на гитаре: запираясь в своей комнате, Вуппель постоянно наигрывал сольные партии Стиви Рея и Чета Аткинса.
"Это было единственное занятие, которому я мог посвящать целые дни просто из любви к самому процессу, — вспоминает он. — В тот момент существовали только я, гитара и умиротворение". Несмотря на все трудности, Вуппель продолжал работать, развивая новые услуги агентства. Всё, на что он надеялся, — помочь компании протянуть ещё немного времени и потом её продать. Но в 2010 году клиенты начали возвращаться. Pinnacle Strategies удалось подписать крупнейший в своей истории контракт с аэрокосмической корпорацией. Основу этого документа составил доклад, написанный Вуппелем ещё во времена кризиса. В прошлом году доходы компании Pinnacle Strategies достигли 7 млн долларов. С 2009 года продажи выросли более чем на 5000% , причем, компании удалось подняться на 57 место в «рейтинге 500». Преодолев темную полосу жизни, Вуппель стал гораздо крепче духом, трудности закалили его. "Раньше я жил с убеждением, что моя работа — это я, — говорит он. — Но в период кризиса я с удивлением обнаружил, что, несмотря на мои проблемы, мои дети, жена и даже собака всё равно продолжают любить меня".
Впрочем, «боевые раны», полученные в трудные времена, не всегда заживают. Для генерального директора компании WellDog (г. Ларами, Вайоминг), обслуживающей энергетический комплекс, Джона Поупа годы кризиса не прошли бесследно. 11 декабря 2002 г. на банковском счёте Поупа осталось 8 долларов 42 цента. Он просрочил выплату автокредита на 90 дней, и ему оставалось 75 дней на то, чтобы найти деньги на выплату ипотечного кредита, иначе его семье грозило выселение.
Налоговое управление наложило арест на имущество. Домашний и сотовый телефоны, кабельное телевидение — всё было выключено. Газоснабжающая компания сообщила, что из-за неуплаты по счетам через неделю отключит газ, и дом, в котором Поуп жил с женой и дочерьми, останется без отопления. Всё это время предпринимателя спасала лишь одна надежда — на банковский перевод, который должна была отправить на счет WellDog нефтяная компания Shell, стратегический инвестор, с которым Поуп несколько месяцев вёл переговоры и подписал 380-страничный контракт.
Перевод прибыл на следующий день . Поуп и его компания были спасены. Пережив эту ситуацию, он решил составить для себя список проблем, возникших из-за того, что он взял на себя слишком много задач одновременно. "Я достиг тогда предельной точки своего падения и надеюсь, что больше никогда не окажусь там снова", — вспоминает бизнесмен. Довольно быстро WellDog удалось восстановить и укрепить свои позиции: за последние 3 года продажи компании выросли более чем на 3700%, достигнув 8 млн долларов, что позволило компании заняять 89 место в «списке 500». Но эмоциональный осадок от стрессов, испытанных несколько лет назад, всё ещё остаётся. "Я никогда не забуду того чувства перенапряжения и невозможности расслабиться, которое испытывал в те времена, — говорит Поуп. — Серьёзно страдала моя самооценка, пропала уверенность в себе... Было ощущение, что жизненный фундамент, который я строил каждый день, постоянно разрушали непредвиденные обстоятельства". По словам Поупа, он до сих пор ловит себя на мысли, что слишком эмоционально реагирует на разные мелочи. Эта модель поведения характерна для посттравматического стрессового расстройства. "Бывает, из-за рядовых проблем меня охватывает паника, хотя масштабы проблем намного меньше, чем масштаб моей эмоциональной реакции. Думаю, всё это связано с тем, что я уже однажды «обжёгся» во время кризиса и теперь боюсь любого повторения подобных ситуаций".
И всё же, по словам экспертов, в жизни предпринимателей, полной взлётов, падений и «зон турбулентности», можно найти здоровый баланс сил и эмоциональных затрат. По мнению Майкл А. Фримана, самое главное — уметь выделять время для своих близких. "Не позволяйте вашему бизнесу лишать вас общения с человеческими существами, — рекомендует специалист. — Отношения с друзьями и семьей могут быть мощным оружием в борьбе с депрессией. Кроме того, старайтесь при появлении первых симптомов серьёзного беспокойства, посттравматического стрессового расстройства или депрессии сразу обращаться к психиатру". Фриман также советует предпринимателям ограничивать финансовые риски: "Когда дело доходит до оценки риска, в бизнес-планах предпринимателей появляются такие огромные «слепые зоны», что через них можно прогнать дальнобойный грузовик. Последствия могут сказаться не только на вашем банковском счёте, но и на уровне стресса. Так что старайтесь установить предел: сколько собственных денег вы готовы инвестировать. И не позволяйте друзьям и семье вкладывать в бизнес больше той суммы, которую они не боятся потерять".
Кардиотренировки, полезная диета и здоровый сон, конечно, тоже значительно улучшают ситуацию. А ещё очень помогает умение отделять свою личность от компании. "Нужно строить жизнь на том убеждении, что ваше чувство собственного достоинства не связано с вашим собственным деловым капиталом, — подчёркивает Фриман. — Вашу личность должны характеризовать другие детали. Не важно, какие занятия вы выберете: семью, членство в местной благотворительной организации, строительство моделей ракет или посещение секции твиста по выходным, — важно лишь то, что вы можете почувствовать себя успешным не только в профессиональной сфере. Кроме того, для психического здоровья важно уметь по-новому формулировать для себя понятия «неудача» и «потеря». Вместо того, чтобы говорить себе: «Я потерпел поражение, мой бизнес прогорел, я неудачник», попробуйте посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Вспомните выражения: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского», «Мы учимся жизни методом проб и ошибок» и «Опыт - не гарантия успеха»". И наконец, постарайтесь последовать совету Брэда Фельда и открыто говорите о своих чувствах — не маскируйте эмоции, даже в офисе. По словам Фельда, когда вы стремитесь быть эмоционально честным, вы можете вступать в более глубокий контакт с окружающими людьми. "Не забывайте, люди всегда чувствуют фальшь и ваши попытки казаться не тем, кто вы есть на самом деле. А вот лидер, способный показать свои слабость и уязвимость, всегда чрезвычайно притягателен".
Источник: inc.com/magazine/201309/jes...