Считается, что покупатель квартиры трезво оценивает все главные преимущества будущего жилья – расположение, тип дома, планировку и т.д., а на состояние самой квартиры не обращает внимания: все равно же придется делать ремонт. Но это только в теории, а живой человек всегда оценивает товар еще и эмоционально. Порой он даже сам не может понять, почему отказался от покупки: «мне там неуютно находиться», «аура плохая». На самом деле ему не нравится обстановка, изношенная мебель, запах.
В еще большей степени состояние квартиры важно для потенциального арендатора, когда он приходит на просмотр.
Оказывается, есть специальные люди, которые быстро и недорого могут улучшить «товарный вид» жилища. Услуга называется хоумстейдж, а специалисты – хоумстейджеры. Давайте посмотрим, что они могут сделать и сколько стоят их услуги.
Ремонт «малой кровью»: случай из жизни
Эта история произошла совсем недавно. Евгений, получивший квартиру в наследство от бабушки, решил сдать жилье студентам. Рядом был крупный институт, поэтому в успехе предприятия он не сомневался. Желающие появились сразу – два иногородних парня, без восторга осмотревших небольшую «однушку» у метро Октябрьская. Они обязались вовремя переводить деньги, пообещали не шуметь и не устраивать многолюдные вечеринки. Обещание не нарушили, но прожили в квартире всего один учебный год, а потом переселились в общежитие.
Принимая квартиру, Евгений с удивлением обнаружил ковер скрученным в рулон на балконе, а плюшевые накидки на диваны и постеры с березками – на антресолях. Это натолкнуло его на идею.
Выбросив все это в мусорные контейнеры, он пригласил знакомую бригаду. Те вынесли туда же еще и видавшую виды мебель, и хозяин с изумлением обнаружил, что комната зрительно стала просторнее. Паркет выглядел еще вполне сносным, а желтые обои без рисунка – достаточно нейтрально. Евгений купил набор недорогой мебели – два кресла, два стола под компьютеры, полки для одежды и кровати. Все это белое великолепие в стиле скандинавского минимализма радикально изменило пространство. Вместе с новыми шторами весь комплект обошелся в 150 тыс. рублей. Интерьер дополнили три постера в белых рамках. Новые постояльцы нашлись на следующий день после публикации объявления. Цена на арену была выставлена почти на 50% выше прежней.
Обновки окупились за полгода. Правда, решение Евгения было не вполне самостоятельным: его дочь-дизайнер начинала карьеру хоумстейджера и решила попрактиковаться на отцовской квартире. Опыт оказался полезным для обеих сторон.
Потребитель любит «товарный вид»
Новые тенденции, как всегда, идут к нам с Запада. Там, прежде чем продать жилье или сдать его в аренду, интерьеры всегда косметически обновляют. Косметически – это если состояние жилья удовлетворительно. Ибо не имеет смысла освежать потолок и стены, не заменяя старый, затоптанный ламинат, вешать новое зеркало или яркую картину, не приводя в порядок санузел или не выбрасывая видавшую виды плиту на кухне.
А вот если состояние квартиры вполне сносное, но она увешена коврами, уставлена еще советскими диванами и стенками, если от старых жильцов оставлены сомнительного вида постеры на стенах, то продажа может продлиться дольше, а цена за съем покажется завышенной потенциальным квартирантам. Брать ремонт на себя арендатор согласится только тогда, когда квартира имеет несомненные достоинства, например, идеальное расположение, предлагается дешево или т. п.
У нас в стране новая услуга с названием homestage (от home- дом и stage – сцена) – приведение квартиры в «божеский» вид – появилась несколько лет назад, но до сих пор не многие имеют о ней понятие. А между тем российский покупатель и арендатор стремительно утрачивает свою былую непритязательность – в крупных городах им есть из чего выбирать. Платить за квадратные метры, навевающие воспоминания о суровых годах социализма или бурных девяностых – удовольствие сомнительное.
Риэлторы утверждают, что выгодно сдавать или продавать объекты, в той или иной мере подготовленные. Вложив даже самый минимум в обновление интерьера, можно обскакать конкурентов, предлагающих примерно то же самое, но в менее презентабельном виде.
Сделайте мне красиво. Или хотя бы посоветуйте
Сегодня спрос на хоумстейджеров – дизайнеров, помогающим проводить подготовку квартиры, не является массовым. Но среди собственников жилья бизнес- и премиум-класса услуга уже стала востребованной. Дизайнеру можно сообщить о своих предпочтениях – например, кого хотелось бы видеть в качестве нанимателя жилья. Так, семье с ребенком можно предложить качественный детский уголок. Это, по всей видимости, будет оценено. Студентам – модные аксессуары, например, кресла-мешки, где можно сидеть с ноутбуком.
Женщины, по словам профессионалов, обычно любят цветы и наличие локального света, мужчины – свободные от вещей балконы и лоджии.
У специалистов–хоумстейджеров таких секретов очень много. Сейчас услуга предлагается риэлторами, которые работают в связке с дизайнерами. Последним это облегчает поиск клиентов, а риэлторам удается быстрее продавать и сдавать квартиры. Самое скромное обновление жилья обходится в 20-30 тысяч рублей и может касаться перемещения мебели, смены покрывал на кроватях или штор на окне – даже это меняет восприятие жилого помещения. Дорогие переделки по стоимости не ограничены, но люди редко на них идут.
Некоторые ограничиваются лишь консультацией, предпочитая сделать все своими силами. Даже умные советы, как считают эксперты, позволяют повысить цену аренды/продажи от 3 до 10%. Разовая цена за такую услугу обычно составляет 5 тыс. рублей.