Современные технологии предлагают уйму возможностей для самостоятельного поиска, подбора и даже покупки недвижимости, однако профессия риелтора до сих пор остаётся востребованной и отнюдь не лёгкой.
Кто же эти люди – риелторы? Как и почему они попадают в профессию, чему учатся и как становятся настоящими профессионалами? И к чему готовиться тем, кто мечтает работать с недвижимостью? Об этом рассказала бывший директор московского агентства недвижимости Марина И.
«Квадратъ»: Как вы попали в профессию? Это была случайность или осознанное решение?
Марина И.: Решение было осознанное и очень ответственное. Шёл 1992 год. На фоне экономического кризиса и развала страны начинается приватизация жилья. Я – вдова с 13-летним сыном. И мне пришлось осваивать азы приватизации на практике и помогать в этом родственникам и знакомым. Плюс моя специальность – «учитель истории и обществоведения» – в то время не давала возможности достойного заработка. Поэтому когда мой приятель-бизнесмен предложил мне стать партнёром и возглавить его агентство недвижимости, я долго колебалась, но желание испытать свои силы и дать своему ребёнку возможность нормально развиваться пересилило.
«Квадратъ»: Почему вы ушли из профессии?
Марина И.: Мой партнёр был убит. У меня было три варианта: стать партнёром его наследника, расширять агентство, чтобы выжить в условиях усиливающейся конкуренции или закрыть фирму. Я выбрала третий вариант, поскольку с наследником работать не хотела, а расширять агентство в одиночку не смогла бы. К тому же все задачи материального плана, которые я ставила перед собой, начиная заниматься этим делом, были выполнены: квартиры себе и родственникам приобретены, деньги на обучение сына заработаны. Мне хотелось заняться своим образованием: я поступила на юрфак, закончила его, написала и защитила диссертацию и стала кандидатом исторических наук.
«Квадратъ»: Вам встречались люди, для которых эта работа была бы призванием?
Марина И.: Могу вспомнить только двоих. Обе женщины с высшим образованием. Коммуникабельные, исключительно порядочные, умные, обаятельные и добрые. Всегда ставят себя на место своего клиента и действуют в его интересах. По натуре – психологи и немного актёры. Отличаются хорошей памятью и острым умом. При этом постоянно стремятся повысить свой профессиональный уровень.
«Квадратъ»: Есть что-то в работе риелтора, по чему вы скучаете?
Марина И.: Честно говоря, в моей нынешней работе – в адвокатской коллегии – есть практически всё, что привлекало меня в работе риелтора: общение, новизна ситуаций, постоянные поиски вариантов помощи людям.
«Квадратъ»: А от чего в такой работе больше всего устаёшь?
Марина И.: Утомляют неумные люди, которые не ищут выхода из сложных ситуаций, а сами их создают. Отсутствие гибкости ума не позволяет им прислушиваться к советам профессионалов и следовать им.
«Квадратъ»: Насколько это рискованная работа? Как часто при возникновении конфликта после сделки крайним оказывается именно риелтор?
Марина И.: Сейчас работа профессионального риелтора стала безопасной: деньги пересчитывают и проверяют с помощью аппаратуры, они хранятся в банковских ячейках, выдаются по отработанным годами условиям договора. Договор купли-продажи недвижимости можно теперь совершать в простой письменной форме, он не должен обязательно быть нотариально удостоверенным. А в начале 90-х годов банковских ячеек не было, деньги привозили к нотариусу или в риелторскую фирму, каждую купюру риелтор (или кассир) вынужден был ощупывать пальцами, и хранились деньги до перехода права собственности к покупателю в сейфе фирмы. В общем, все участники сделки были чрезвычайно напряжены, поскольку не ощущали гарантированной сохранности и получения денежных средств.
Современное законодательство и развитие банковских услуг делает подготовку и проведение самой сделки практически безопасной для риелтора. Если он работает в соответствие с законом (продаёт новостройки согласно 314-ФЗ, вторичку – согласно Гражданскому кодексу РФ), заключает хорошо проработанные юристами договоры с клиентами, не пытается скрыть от клиентов свою прибыль от сделки, чётко выполняет свои обязанности по договору, заранее предупреждает клиентов о возможных нюансах сделки, не предлагает или отговаривает от юридически нечистых, пусть и выгодных вариантов, иными словами, ведёт сделку профессионально и доверительно, то конфликт по вине риелтора маловероятен. За время работы нашего агентства (даже в самые бандитские годы, когда писался заново Гражданский кодекс РФ с понятием «личная собственность») у нас не было ни одной расторгнутой сделки, ни одного обращения в суд, ни одного «наезда» «братков».
«Квадратъ»: Как изменилась работа риелторов с приходом Интернета?
Марина И.: Работа риелтора с приходом Интернета стала намного эффективней, чем в 90-х годах. Во-первых, появилась уйма новых возможностей для рекламы. Раньше об агентствах недвижимости клиенты узнавали в основном из газет. Самой эффективной, по нашим подсчётам, была реклама на странице с телепрограммой. А рекламироваться на телевидении и радио было очень дорого, при этом обращений клиентов после такой рекламы было мало. Во-вторых, база недвижимости публиковалась, естественно, только на бумажных носителях – в газетах и в риелторском журнале «Тригон», выходившем один раз в неделю и распространявшемся среди агентств по подписке. Информация в нём обновлялась не оперативно и содержала мало параметров. Фотографий объектов там не было. Интернет же даёт возможность круглосуточно пользоваться информацией из многих источников, не быть привязанным к определённому месту (офису, квартире), проводить мониторинг цен, определять реальное расстояние объекта от метро, видеть цветные фотографии объекта снаружи и изнутри. То есть за минимальный срок получать максимальную информацию об агентстве и интересующей недвижимости, что позволяет клиенту сократить время выбора, а агенту – время работы. Не говоря же о том, что благодаря Интернету можно проверить зарегистрированную собственность, отсканировать и пересылать документы на недвижимость для ознакомления и подготовки договора и т. п.
«Квадратъ»: Как вы думаете, почему люди идут к риелторам, несмотря на наличие всевозможных онлайн-сервисов по подбору недвижимости?
Марина И.: Я думаю, что, несмотря на технические возможности, которые постоянно будут совершенствоваться, самая главная и ничем не заменимая роскошь – это «роскошь человеческого общения», как писал Экзюпери в «Маленьком принце». Люди ищут в риелторе не только профессионала, но и психологическую поддержку, советчика. Ведь каждая сделка индивидуальна, как и каждый человек. Дайте почувствовать клиенту его уникальность, покажите ваше искреннее желание помочь ему не только ради денег (что понятно само собой), а ради решения именно его проблемы. Попытайтесь поставить себя на его место и относитесь к нему так, как хотели бы, чтобы относились к вам – тоже единственному и неповторимому. Ведь у вас с ним одна цель: благополучно совершить сделку к обоюдному удовольствию! Тогда ваше общение и станет роскошью, и никакие онлайн-сервисы его не заменят.